18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От гусевского хрусталя до шуйских ситцев: выставка в Музее декоративного искусства

Дина Глагольева. Сервиз «Купавка». 2025. ООО «Фарфор Сысерти» и мастерская автора. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Дина Глагольева. Сервиз «Купавка». 2025. ООО «Фарфор Сысерти» и мастерская автора.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Во Всероссийском музее декоративного искусства проходит выставка «Лаборатория АРТель. Традиционное искусство и актуальные художественные практики», где участвуют современные предприятия этого профиля

Проект «Лаборатория АРТель», поддержанный Благотворительным фондом Владимира Потанина, — продолжатель опыта Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), созданного в 1932 году в СССР для сохранения народных традиций в декоративно-прикладном искусстве и перенаправления этого традиционного ресурса в русло советской эстетики. Речь идет о хохломе, жостовской росписи, филигранной финифти и других промыслах, которые внутри лабораторий НИИХП претерпели идейные изменения и превратились в «художественную промышленность социалистической тематики».

Выставка «Лаборатория АРТель. Традиционное искусство и актуальные художественные практики» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Выставка «Лаборатория АРТель. Традиционное искусство и актуальные художественные практики» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Проект „АРТель“ — очень интересное соединение традиции и современности. Он демонстрирует эффективную модель взаимодействия сегодняшних мастеров-художников с традиционным искусством. Экспонаты отражают и глубокое погружение в наследие, и понимание художественного канона, и современную эстетику, авторские идеи. Музей будет развивать такую проектную работу вместе с промыслами, экспертами, креативным сообществом», — рассказала нам директор Всероссийского музея декоративного искусства Татьяна Рыбкина.

Екатерина Базлова. Бокал из серии «Подарочные». 2025. Дулёвский фарфоровый завод и мастерская автора. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Екатерина Базлова. Бокал из серии «Подарочные». 2025. Дулёвский фарфоровый завод и мастерская автора.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Лаборатория АРТель» воспроизвела научно-производственную структуру НИИХП — подход, внутри которого велось изучение четырех направлений: керамика, стекло, дерево и текстиль — и впоследствии производство изделий по традиционным канонам, но отвечающих современным темам, эстетике и форме. Наставниками мастеров выступили преподаватели Строгановского университета и современные художники, обращающиеся в своем творчестве к традициям народного искусства: Анна Бутина, Ирина Корина, Ульяна Подкорытова, Дмитрий Чекучинов и Устина Яковлева. Их работы также можно видеть на выставке. «В первую очередь источниками вдохновения стали предметы из коллекции Музея декоративного искусства, так как участники проекта учились работать с канонами традиционного искусства, понимать и переосмыслять художественный канон», — отметила руководитель и куратор проекта Наталья Стрижкова.

Александра Путрик. Серия ваз «Оранжерея».  2025. Гусевской хрустальный завод им. А. Мальцова.  Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Александра Путрик. Серия ваз «Оранжерея». 2025. Гусевской хрустальный завод им. А. Мальцова.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Выставка открывается разделом керамики, которую представляют Дулевский фарфоровый завод и посуда с озорными зверями и гусеницами, а также завод «Фарфор Сысерти» с более канонической росписью. Далее идет «тяжелый люкс»: вазы Гусевского хрустального завода, деревянная мебель — дубовый стол и стулья «Белая горница» (бренд UCLAD х Анна Сигаева), зеркала с росписью и резьбой в русском стиле (бренд Lulu’space х Владислава Ружицкая). Как раз о русском стиле как о феномене, возникшем в период существования Российской империи, постоянно задумываешься, следуя между экспонатами и задаваясь вечными вопросами о традициях, корнях и идентичности.

Устина Яковлева, Марина Яковлева. Кафтан. 2025. Фабрика «Вятские узоры» и мастерская авторов. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Устина Яковлева, Марина Яковлева. Кафтан. 2025. Фабрика «Вятские узоры» и мастерская авторов.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Последний зал порадует зумеров традиционным текстилем в свежем амплуа (бомберы-ватники изо льна в технике апсайкл, созданные фабрикой «Вятские узоры» и художницами Устиной и Мариной Яковлевыми, свитера оверсайз с печорским орнаментом от художниц Ксении и Светланы Садовых), а также заставит помечтать о по-осеннему уютном убранстве загородного дома с обеденными салфетками из крапивы и льна (коллекция «Жимолость» Ольги Князевой), столовым текстилем от фабрики «Вятские узоры» и кружевными скатертями от фабрики «Елецкие кружева». Хлопковые платки производства текстильного предприятия «Шуйские ситцы» отлично применимы для драматического образа «русской принцессы».

Всероссийский музей декоративного искусства
«Лаборатория АРТель. Традиционное искусство и актуальные художественные практики»
До 23 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+