В историографии русского авангарда термин «органическая культура» сейчас живет как нечто неоспоримое. Но так было не всегда. В ГИНХУКе 1920-х годов художник Михаил Матюшин (1861–1934) основал отдел органической культуры, занимавшийся исследованием физико-физиологического восприятия цвета и формы, исходя из представлений о «всеединстве мира». Дальнейшая судьба искусства русского авангарда всем хорошо известна. Не миновала эта участь и творчество Михаила Матюшина: на долгие годы оно было предано забвению.
Наследие художника сохраняла его вдова Ольга Константиновна Матюшина (Громозова), которая продолжала жить в той же квартире, где провел многие годы и Матюшин. В начале 1960-х с наследницей художника познакомилась и подружилась Алла Васильевна Повелихина, которая в то время была научным сотрудником Государственного музея истории Ленинграда. В 1970 году Николай Харджиев писал Ольге Константиновне: «В какой музей хотят отправить пианино Михаила Васильевича? Не в пыльный ли сарай, именуемый музеем города? Это место малопочтенное. Кстати: состоялось ли обещанное Вам открытие музея Михаила Васильевича на Песочной?»
Пианино Михаила Матюшина, а также его и Елены Гуро произведения, вещи, книги все же отправились в Музей истории Ленинграда, и на основе этого богатейшего музейного фонда Музей петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина) в 2006 году все же открылся. И произошло это вследствие невероятных усилий, приложенных Аллой Повелихиной, для того чтобы сохранить бесценный исторический материал.
«Невероятных усилий» — потому что следует осознавать и всегда помнить о том, в какие годы это происходило. Авангард был тогда не то что не в чести — о нем даже открыто говорить возбранялось. Удивляет, как Алле Васильевне удалось уговорить Ольгу Матюшину передать наследие именно в этот музей и как она смогла убедить руководство музея принять такое количество художественных произведений и артефактов на тот момент действительно забытых авангардных художников.
Насколько это была сложная задача, указывает запись в одном из музейных актов приемки вещей Матюшина: «Мешок бумажный с деревянными сучьями и корнями М.Матюшина. Возвращен Повелихиной». «Сучья и корни» — та самая «корневая скульптура» Матюшина, которую сейчас наши самые уважаемые музеи считают за честь показывать на выставках художников авангарда.
То, что не удалось когда-то устроить в один музей, стало основой для создания другого музея — Музея органической культуры (МОК), который открылся в Коломне в 2011 году по инициативе Повелихиной. Результат собирательской и исследовательской деятельности, сделавшей возможным открытие двух музеев, — явление в истории искусства уникальное, и уже это ставит имя Аллы Васильевны в ряд выдающихся деятелей мировой культуры. Но ее заслуги невозможно ограничить лишь музеефицированием творчества художников.
Повелихина писала: «В движении русского авангарда было еще направление, которое возможно квалифицировать как „органическое“». Благодаря научным трудам Аллы Васильевны сформировалось знание того, что в истории русского авангарда существовало целое направление — органическая культура. Ее формулировки определений органической культуры исчерпывающи, и, хотя написаны они уже давно, время и углубленное изучение архивных материалов только подтверждают их правильность. Эти формулировки позволяют двигаться дальше, и именно они вызывают интерес к творчеству художников органического направления у все большего количества исследователей.
Повелихина расширила общее восприятие «органики», предопределив ее продолжение в современном искусстве. Она не только писала статьи — она, можно сказать, проповедовала это направление, помогая окружавшим ее художникам определиться с выбором творческого пути. В начале 1970-х Алла Васильевна устроила выставку с обсуждением работ Матюшина в мастерской художников Татьяны Глебовой и Владимира Стерлигова, предоставив возможность вживую пообщаться с недоступными тогда произведениями, что в определенной мере повлияло на формирование стилистики художников школы Стерлигова.
Позже, в 1990 году, ей удалось организовать первую большую выставку Михаила Матюшина и его учеников в Государственном музее истории Ленинграда. В 1991 году при поддержке Lufthansa German Airlines состоялась грандиозная выставка «Матюшин и ленинградский авангард» в Центре искусств и медиатехнологий (ZKM) в Карлсруэ, в 1999-м — в кельнской Galerie Gmurzynska, с каталогами выставок. Куратором проектов являлась Повелихина. Имена Михаила Матюшина и Елены Гуро стали широко известны за пределами России и получили мировое звучание.
Алла Васильевна Повелихина создала неимоверно прочный фундамент для дальнейшего изучения творчества выдающихся художников Матюшина и Гуро, указала широкий путь, по которому могут двигаться современные художники и творцы грядущего времени. Она была и останется для всего мирового культурного сообщества непревзойденным авторитетом в области органической культуры и опорой для настоящих и будущих исследователей искусства русского авангарда.