18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым

Федор Солнцев. Кафтан «польский» царя Петра Алексеевича. 1830–1840-е. Фото: Музеи Московского Кремля
Федор Солнцев. Кафтан «польский» царя Петра Алексеевича. 1830–1840-е.
Фото: Музеи Московского Кремля
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора

Тема смерти при всем своем очевидном негативе имеет потрясающую привлекательность. Свидетельство тому — многочисленные специализированные музеи, кружки некрополистов (изучающих кладбища), мода на викторианские готические кружева со всякими вампирами, а также потрясающий успех фильмов про семейку Аддамс. Музеи Московского Кремля любят устраивать крупные биографические выставки о царях и императорах и уже показали отдельный проект про Петра Великого («Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник», 2019), но вдруг вернулись к этой персоне. И сосредоточились на одном-единственном аспекте его истории — похоронах. Получилось немного реверсивно: в прошлом году мы видели там же выставку о его посмертии — «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи».

Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Тема торжественных похорон и вообще всего траурного церемониала, отмечают кураторы, в последнее время все чаще привлекает внимание исследователей, в том числе в России. Оказалось, что про последний путь Петра I можно рассказать много интересного — и показать много готично красивого, что отражено в нынешнем проекте и его каталоге.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года, 300 лет назад. Тогда впервые в нашей истории для похорон первого императора была создана специальная Печальная комиссия во главе с графом Яковом Брюсом. Продолжая начинания, введенные в похоронный обряд самим же Петром при погребении фаворитов и родни, эта комиссия должна была провести похороны «по обычаю прочих в Европе Государств». А в Европе погребение монарха было не просто траурным обрядом, а важнейшим публичным государственным актом. И судя по тому, что сохранилось от петровских похорон (включая свидетельства современников), Брюс сделал все как надо — впечатляюще.

Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

На выставку удалось собрать более 200 экспонатов из музеев, архивов и библиотек России. Помимо ожидаемых портретов царя маслом на смертном одре и слепков с его лица и рук, это многочисленные гравюры, рисунки и документы. Они рассказывают, как, несмотря на внезапность кончины государя, сжатые сроки и ограниченность ресурсов, похороны удалось провести в максимально масштабном и драматичном варианте (не забываем и о довольно шаткой ситуации с наследованием престола, что, конечно, влияло на атмосферу).

В выставочном зале Патриаршего дворца показывают ряд редчайших экспонатов. Впервые единым комплексом экспонируются предметы, связанные с церемонией прощания в Печальной зале Зимнего дворца и торжественным шествием к месту упокоения императора в Петропавловском соборе — новой усыпальнице дома Романовых. Среди представленного — письмо прусскому королю Фридриху-Вильгельму I, последний документ, подписанный лично Петром, а также почти десятиметровый свиток, запечатлевший грандиозную похоронную процессию, изображения траурных кортежей, памятные вещи, раздававшиеся гостям (например, мемориальные кольца и ложки).

Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Особое место отведено богато иллюстрированным изданиям, посвященным «траурным торжествам» европейских правителей — «великого курфюрста» Фридриха-Вильгельма I Бранденбургского и королевы Пруссии Софии-Шарлотты, послужившим примером для наших церемониймейстеров.

Петр Великий стал первым русским правителем, похороненным в Петербурге. Но с Москвой его похороны связывало многое. Для них по указу императрицы Екатерины I в Петербург из Оружейной палаты были привезены государственные регалии, роскошное конское убранство, а также фантазийные доспехи для Печального и Радостного рыцарей, которые, согласно европейской традиции, символизировали незыблемость славы монарха в веках. Эти предметы, конечно, представлены в витринах.

Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Экспозиция продолжается в выставочном зале Успенской звонницы, где впервые вместе показаны предметы траурного и мемориального гардероба, хранящиеся в Эрмитаже, Музеях Кремля и Историческом музее. А чтобы дополнить ту историческую пьесу, которая разворачивалась над гробом царя, здесь же — портреты его сподвижников и, выходит, преемников. Их вскоре тоже будут хоронить, но уже совсем по новому образцу — вот по этому. 

Музеи Московского Кремля
«Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность»
До 1 февраля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+