18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого

И.А. Антонова в Греческом дворике ГМИИ имени А.С.Пушкина.  Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина
И.А. Антонова в Греческом дворике ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды

Не возьмемся сказать с уверенностью, вписано ли имя Ирины Александровны Антоновой (1922–2020) в Книгу рекордов Гиннесса и реагируют ли в принципе ее составители на такого рода рекорды: 75 лет беспрерывной работы в одном музее, из них 52 — на посту директора. Если даже и нет, то не суть важно: не для того была прожита эта жизнь, чтобы угодить в анналы масс-культа. Но для чего тогда? Вопрос как будто риторический, тем не менее писатель Лев Данилкин пробует ответить именно на него. И книга «Палаццо Мадамы. Воображаемый музей Ирины Антоновой» явно претендует на нечто большее, чем статус всего лишь старательной летописи.

Первая часть названия, нигде автором не разъясняемая, представляет собой мем прошлых лет: это парафраз наименования Музея древнего искусства в Турине — Палаццо Мадама. Шутка подразумевала, что ГМИИ — некий чертог, где владычествует «королевская мадам» (Madama Reale) Антонова. Довольно беззлобная игра слов; иные мемы про Ирину Александровну бывали куда жестче. Однако даже столь безобидную остроту вряд ли кто-то рискнул бы пересказать ей лично: она мастерски владела сарказмом, но была, кажется, начисто лишена самоиронии. Совершенно понятно, что такого заголовка не могло быть у биографии, изданной при ее жизни. Да что заголовок — сам этот текст наверняка бы не состоялся! Просто потому, что многие собеседники автора тогда не произнесли бы под запись того, что произнесли потом. И то — произнесли далеко не все и не всё, дает понять Лев Данилкин.

Данилкин Л. «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой». М.: Альпина нон-фикшн, 2025. 584 с., ил.
Данилкин Л. «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой». М.: Альпина нон-фикшн, 2025. 584 с., ил.

Требовалось каким-то образом преодолеть «сопротивление материала». После раздумий автор нашел подходящий формат для жизнеописания своей героини, решив «представить ее „метонимически“, через несколько неслучайных вещей, выстроенных в определенную структурную последовательность». Речь о 38 «арт-объектах» — картинах, скульптурах, рисунках, воспроизведенных перед каждой главой в качестве визуальных эпиграфов. Далеко не все эти произведения входят в коллекцию Пушкинского музея, но каждое из них когда-то, хотя бы раз, побывало в залах на Волхонке – будь то «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Аллегория живописи» Вермеера или «Джоконда» Леонардо. То есть Данилкин на свой лад реализует здесь концепцию воображаемого музея, придуманную в свое время французским писателем (и министром культуры) Андре Мальро и подхваченную впоследствии Ириной Антоновой. Книжные черно-белые иллюстрации (в них можно усмотреть аллюзию к монохромным репродукциям, посредством которых студентка и аспирантка Антонова постигала западноевропейское искусство в сталинской Москве) призваны обозначать «различные аспекты биографии героини и черты ее характера», как комментирует это автор нынешнего труда.

В такой подаче ощутима литературная амбиция. Антонова пыталась создать великий музей, а Данилкин в рассказе о ней — повествовательную форму, близкую к совершенству. Ну хотя бы в том смысле, который подразумевал Сальвадор Дали (чью первую в СССР персональную выставку устроил именно ГМИИ): «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь. Тем более что в совершенстве нет ничего хорошего». Кстати, не факт, что Антонова бы с этим утверждением согласилась: ей был свойствен перфекционизм.

«Джоконда» в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1974. Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина
«Джоконда» в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1974.
Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина

Биографы зачастую пристрастны: они не только восхваляют достоинства протагониста, но и выступают в роли адвоката, когда и если речь заходит о недостатках. Лев Данилкин к числу подобных биографов не относится — вероятно, в силу того, что стремится не воспеть своих героев (они и без него воспеты — хоть Ленин, хоть Гагарин из предыдущих его книг), а разгадать их. При такой задаче достоинства с недостатками лишаются однозначных оценок и норовят отринуть саму эту типологию. Вот пресловутое высокомерие Антоновой — недостаток или достоинство? Смотря откуда взялось, для чего применялось и к каким результатам приводило. И так по всем другим пунктам, только без списочного их перечисления, а затейливым фристайлом.

Здесь отменена строгая хронология, вместо нее — последовательность авторская, «сценарная». Например, тема трофейного «золота Шлимана» возникает раньше, чем описание детства Иры Антоновой. И подобные сдвиги во времени случаются не единожды. Они выглядят оправданными, в них есть своя логика и занимательность.

По сути, Данилкин анализирует даже не столько факты (хотя их приведено великое множество), сколько персональную мифологию. Причем мифологию трех типов: ту, что формировалась самой Антоновой; ту, что прижилась в народных массах (отчасти навеяна первой, но не тождественна ей); и ту, что имела хождение в околомузейном сообществе (эти изустные предания транслируются Данилкиным в цитатах и пересказах).

Антонова и Л.Н. Делекторская на празднике Юманите в Париже . Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина
Антонова и Л.Н. Делекторская на празднике Юманите в Париже .
Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина

Не в последнюю очередь из-за этого рождается многомерность восприятия главной героини, поскольку то и дело сшибаются разные нарративы и дискурсы. Налицо амбивалентность свойств: Антонова, с одной стороны, «очень советский человек», с другой — «ницшеанский». Иные ракурсы не проще. Отсюда парадокс: вроде бы цельная, несокрушимая натура — и постоянная двойственность, чуть ли не в духе доктора Джекила и мистера Хайда. Впрочем, финал повествования не лишен признаков оды — именно так воспринимается образное сравнение Ирины Александровны с той самой Рафаэлевой Мадонной. Не с полотном, а буквально с ней самой, несущей Младенца.

В книге иногда встречаются неточности, в разной степени досадные (из примечательного для нашей редакции: автор путает-таки британскую газету The Art Newspaper с американским журналом ARTnews). Но в целом промахов гораздо меньше, чем можно было ожидать от человека, не принадлежащего к музейным или арт-журналистским кругам. Это, к слову, стоило бы счесть преимуществом Данилкина: он не выглядит заложником мифологии, которую берется деконструировать. В иных легендах полезно разобраться заново.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+