18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Лекции Жиля Делёза о живописи впервые опубликованы на английском языке

Жерар Юфера. Жиль Делёз в Париже. 1986. Фото: Vive la Culture
Жерар Юфера. Жиль Делёз в Париже. 1986.
Фото: Vive la Culture
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Одним из главных властителей дум для гуманитариев послевоенной эпохи стал французский философ Жиль Делёз. Однако публиковать расшифровки своих лекций он запрещал, и лишь недавно такого рода материалы начали распространяться по планете

Французский философ Жиль Делёз (1925–1995) однажды сравнил университетские семинары с «чем-то подобным речевому пению, скорее музыке, чем театру». По его словам, теоретически ничто не мешает превратить их в подобие рок-концерта. И все это началось в Венсенском университете — «исчезнувшем университете», как его стали называть позднее.

Экспериментальный университетский центр Венсен представлял собой недолго существовавший проект в области образования, о запуске которого правительство Шарля де Голля в спешке объявило после протестов и гражданских беспорядков в мае 1968 года. Всего 12 лет спустя его учебные здания были снесены.

Когда восставшие студенты и рабочие заполонили улицы Парижа, они, кроме прочего, требовали демократического доступа к образованию. Министр образования Эдгар Фор полагал, вероятно, что если загнать протесты в Венсенский лес — лесопарковый район на юго-востоке Парижа, то они сами собой сойдут на нет. Однако эти возбужденные молодые умы решили, что автобусы доставляли их не к новому месту учебы, а к вратам ни на что не похожей вселенной.

Мишель Фуко и Жак Лакан вошли в преподавательский состав, Жак Деррида был консультантом, а Ноам Хомский — приглашенным профессором. Жиль Делёз, в свою очередь, приложил немало усилий, чтобы путем тщательного исследовательского анализа нащупать свой путь на факультете философии, где полностью отрицался принцип поступательного освоения знаний.

Deleuze. On Painting / David Lapoujade, ed. Translated by Charles J. Stivale. University of Minnesota Press. 360 с. $34,95. На английском языке
Deleuze. On Painting / David Lapoujade, ed. Translated by Charles J. Stivale. University of Minnesota Press. 360 с. $34,95. На английском языке

Готовясь к лекциям, он не делал записей, но репетировал выступления. Делёз всегда был категорически против публикации их расшифровок. Тем не менее аудио­записи, а также тайком сделанные расшифровки и несанкционированные переводы лекций впоследствии годами бродили по интернету. В 2023 году философ Давид Лапужад, представляя интересы семьи Делёза, опубликовал первую официальную расшифровку семинара «О живописи», проведенного в 1981 году. Отчасти этим преследовалась стратегическая цель: мало что из наследия Делёза оставалось неопубликованным. И в то же время нельзя недооценивать значение его устного слова. Есть даже книга о его манере выражать свои мысли — грубоватой и шутливой, благожелательной и выдающей невероятную эрудицию, но никогда не скучной.

Американский литературный критик и специалист по творчеству Делёза Чарльз Стивейл, чей перевод на английский язык семинара «О живописи» сейчас вышел в свет, говорит, что тема живописи лучше всего подходит для расшифровки лекций философа, «поскольку это самый доступный семинар».

Делёз приводил в пример множество художников, включая Караваджо, Поля Сезанна, Пауля Клее и Фрэнсиса Бэкона, чтобы показать, что процесс живописного письма — это катастрофа, когда все, что видит художник в окружающей реальности, распадается, а также тот творческий потенциал, который содержится в этом моменте дисбаланса.

В более широком смысле Жиль Делёз анализирует цвет и то, как он функционирует в произведении искусства, что становится ключом не только к его пониманию живописи, но и к самой философии. Он сравнивает ее с цветом, а философа — с творцом. Сначала нужно «написать» множество портретов, собрав «наброски» суждений других людей, и лишь потом можно начинать компоновать собственный цвет, то есть собственный концепт.

Однажды во время сессии под названием «Схема, код и аналогия» одна студентка заметила, что это обсуждение напомнило ей об изучении кодов в средневековой скульп­туре. Делёз заволновался, попросил ее подняться и повторить комментарий. Потом попросил показать ему сделанные записи. «Вот видите, — обратился он к студентам, — есть множество вещей, о которых я не подумал». Это и есть развитие мысли в ее самом живом виде, и вы оказываетесь прямо там, в аудитории, рядом с ним.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+