18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Экспертные организации занялись современностью

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. Фото: Николай Казеев
Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов.
Фото: Николай Казеев
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Современное искусство становится предметом научной экспертизы, которая, казалось бы, должна быть сосредоточена на произведениях прошлых эпох. Рассказываем сразу о трех организациях в Москве

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. «К концу первой четверти XXI столетия творчество представителей советского андерграунда окончательно утратило статус современного искусства и перешло в категорию классики. Уверенный рост цен на работы нонконформистов способствовал возникновению большого количества подделок. Постепенный и неизбежный уход из жизни авторов и их современников привел к тому, что традиционный способ атрибуции подобных произведений на основе обращения к самому художнику, первому владельцу или же к очевидцу события стал практически невозможен», — говорят в центре. Здесь уже наработана большая эталонная база (макросъемка, фотофиксация в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенологические снимки), которая основана на образцах из крупнейших музеев и частных коллекций. Также центр планирует привлекать к работе известных искусствоведов и коллекционеров.

Другое видение у российской компании ArtCollecting, которая запускает комплекс услуг по привлечению наследников художников к экспертизе произведений. «Традиционные методы технико-технологической экспертизы, включая макросъемку, рентгенографию и исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах, остаются важной частью процесса. Однако они более не являются достаточными без привлечения архивных данных и свидетельств современников», — сообщают они. Компания планирует работать с семейными архивами и поручать ИИ обрабатывать массивы данных (кадры из документальных фильмов, репортажи с выставок, частные фотоальбомы), чтобы обнаружить упоминания работ и установить их историю.

Одновременно в Москве начал работу Институт экспертизы современного искусства (ИЭСИ) — институция, занимающаяся подтверждением подлинности работ современных художников. Ее основали художник и коллекционер Паруйр Давтян и искусствовед и куратор Андрей Мизиано. Своей главной задачей институт объявляет формирование прозрачной и достоверной системы сертификации российских и советских произведений, созданных с 1960-х годов по сегодняшний день такими художниками, определившими лицо отечественного современного искусства, как Никита Алексеев, Юрий Злотников, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Иван Чуйков и многие другие. В работе ИЭСИ опирается на архивы Института современного искусства Иосифа Бакштейна и музея МАНИ и планирует приглашать экспертов, среди которых упомянуты Ирина Горлова,

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+