18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ванесса Белл, путеводная звезда Блумсберийского кружка

Дункан Грант. «Портрет Ванессы Белл». 1916.  Фото: The Charleston Trust
Дункан Грант. «Портрет Ванессы Белл». 1916.
Фото: The Charleston Trust
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Биография британской художницы, которая, по мнению Венди Хичмоу, автора новой книги о ней, сыграла ведущую роль в развитии визуальной культуры ХХ века, была бы неполной без обстоятельств личной жизни. И они тут фигурируют — но искусство прежде всего

С первых страниц биографического труда Венди Хичмоу «Ванесса Белл: жизнь и искусство радикальной участницы Блумсберийского кружка» в нем чувствуется некий внутренний конфликт. Автор рассказывает, что Ванесса Белл (1879–1961) активно работала как художник и дизайнер в первой половине ХХ века — в эпоху, когда женщины редко добивались успеха в обеих этих областях. Писательница утверждает, что ее героиня «ниспровергала и использовала» общественные ожидания того времени в отношении женщин, стремясь укрепить собственные позиции. Хичмоу пишет, что Белл нередко прибегала к двум приемам, чтобы обойти преграды сексизма: «коллаборация» и «анонимность». Начиная с этого утверждения конфликт в повествовании ощущается с особой остротой. Уже в самом начале книги отмечается, что полотно Белл «Танцующая пара», созданное в 1913 году, было атрибутировано ей только в 1999-м.

Wendy Hitchmough. Vanessa Bell: The Life & Art of a Bloomsbury Radical. Yale University Press. 352 с.: 80 цв. ил. £30. На английском языке
Wendy Hitchmough. Vanessa Bell: The Life & Art of a Bloomsbury Radical. Yale University Press. 352 с.: 80 цв. ил. £30. На английском языке

Точно так же в состоянии напряжения и даже конфликта пребывали ее «жизнь» и «искусство», вынесенные в заголовок книги. Во вступлении автор утверждает, что Ванесса Белл «сыграла ведущую роль в развитии визуальной культуры ХХ века». Это звучит убедительно: Хичмоу, которая 12 лет была куратором фермы Чарльстон в английском графстве Суссекс, прежде принадлежавшей Ванессе Белл и ее соратнику по Блумсберийскому кружку, художнику Дункану Гранту, прекрасно знает, о чем говорит. Однако книга также дает представление о том, как причудливо и драматично соединялись личный и профессиональный опыт главной героини. Отнюдь не случайно здесь встречается такой, например, пассаж: «В марте 1914 года Ванесса Белл вместе с одной из трех любовниц своего мужа, Молли Маккарти, отправилась в Париж. Там они должны были встретиться с мужем Ванессы, художественным критиком Клайвом Беллом, и ее любовником и бизнес-партнером, художником и критиком Роджером Фраем».

Роджер Фрай. «Лето в саду». Фото: Christie's
Роджер Фрай. «Лето в саду».
Фото: Christie's

Подобный обыденный тон сохраняется на протяжении всего повествования. Описывая переплетения творческой, профессиональной, брачной и любовной жизни участников Блумсберийского кружка, легко было пойти по пути сенсационности. Однако для Хичмоу важно другое: стараясь привести очень веские аргументы, чтобы напомнить читателям о значении искусства и дизайнерских достижений Белл, она стремится не к громким эффектам, а к точности.

Таково было окружение Ванессы Белл и ее семьи: появлявшиеся в их жизни друзья и любовники стали со временем значительными фигурами в изобразительном искусстве, дизайне, литературе. Некоторые эпизоды, описанные в книге, позволяют понять, насколько художественное видение участников кружка сливалось воедино в пору его расцвета. По мнению Хичмоу, создание дизайн-фирмы Omega Workshops и объединения художников Grafton Group «стало результатом стремления использовать в декоративном искусстве эстетику постимпрессионизма». Между тем красной нитью через всю книгу проходит тема способности Белл находить баланс между изобразительным искусством и проектами, в большей степени ориентированными на потребление. Это не единственное, в чем она опередила свое время, но, безусловно, служит прекрасным примером ее экстраординарности.

Ванесса Белл. «Автопортрет». 1952.  Фото: Philip Mould & Company
Ванесса Белл. «Автопортрет». 1952.
Фото: Philip Mould & Company

Последняя глава, названная «Поздние работы и наследие», — одна из немногих частей книги, где недосказанное видится как особенно важное. В 1937 году старший сын Белл Джулиан погиб на полях гражданской войны в Испании, а четыре года спустя покончила жизнь самоубийством ее младшая сестра, писательница Вирджиния Вульф. Это была тяжелейшая череда событий, которые чрезвычайно трудно было вынести. И хотя в своем рассказе Хичмоу всегда уделяет главное внимание творческой работе Ванессы Белл, трудно читать подобную биографию, не желая узнать больше о том, как художница справилась с этими личными трагедиями.

Репродукции живописных и дизайнерских работ Белл, которыми щедро снабжено издание, рассказывают свою собственную историю, иллюстрируя развитие визуального стиля на протяжении всей ее жизни, а также то, как определенные мотивы или техники находили применение в обеих этих областях. Венди Хичмоу рассказывает читателям об искусстве Белл и складывавшихся вокруг нее отношениях как подлинный эксперт. Кроме того, она погружает читателя в контекст, важный для понимания того, как творчество Белл соотносилось с художественными течениями ее исторического времени.

Один из последних автопортретов Ванессы Белл, написанный в 1958 году.  Фото: The Charleston Trust
Один из последних автопортретов Ванессы Белл, написанный в 1958 году.
Фото: The Charleston Trust

Хичмоу ставит перед собой труднодостижимую задачу — дать точную оценку масштабов и влияния художественной карьеры Белл. В результате она не только предоставляет читателям информацию, но и пробуждает их чувства, позволяя рассмотреть вблизи непростую хронику одного из самых прославленных творческих объединений ХХ века.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+