18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Алексей Пахомов: не в ногу с «первым призывом»

Алексей Пахомов. «Юная натуралистка». 1935–1937. Фрагмент. Фото: Анна Коротина/Государственный Русский музей
Алексей Пахомов. «Юная натуралистка». 1935–1937. Фрагмент.
Фото: Анна Коротина/Государственный Русский музей
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Живопись, книжная графика, плакаты, фарфор — более 130 произведений советского классика Алексея Пахомова из собрания Русского музея представлено на выставке в Михайловском замке. Основная ее часть — работы 1920–1930-х и рисунки, посвященные войне

Юбилейной выставки не было в планах ГРМ на этот год, решение приняли весной. Этим, вероятно, объясняется не самый удачный выбор залов: графика первых пятилеток резко контрастирует с будуарными, украшенными резьбой и лепниной Константиновскими покоями. По этой же причине в экспозиции представлена только собственная коллекция музея.

Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.  Фото: Анна Коротина/Государственный Русский музей
Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.
Фото: Анна Коротина/Государственный Русский музей

Выдающийся живописец, блестящий график и иллюстратор, автор прославленной блокадной «Ленинградской летописи», Алексей Пахомов сегодня мало известен широкому зрителю, хотя его исключительный талант признавали даже собратья по ремеслу. Юрий Пименов называл художника «одним из сильнейших изобразителей своего времени в его самых лирических и самых трагических состояниях». Высокую оценку ему дал Владимир Лебедев, учитель и коллега по работе в Детгизе: «Среди всех нас Алексей Федорович — скала, монумент».

«Пахомов — это первый призыв советских художников, учившихся полностью в советские времена и стремившихся создать „стиль эпохи“, — говорит куратор выставки, заведующая отделом рисунка ГРМ Наталья Козырева. — Он, как Дейнека, Пакулин, Самохвалов, Ведерников и другие основатели „Круга художников“, искал большие темы, опираясь на древнерусское искусство, Возрождение, что позволило ему стать универсальным мастером».

Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.  Фото: Татьяна Федосеева/Государственный Русский музей
Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.
Фото: Татьяна Федосеева/Государственный Русский музей

Алексей Пахомов родился в деревне Варламово Вологодской губернии в многодетной крестьянской семье. Его талант к рисованию заметил земский начальник, любитель искусств и меценат Владимир Зубов. Он и решил судьбу мальчика: сначала определил в школу, затем в училище. В 1915 году Пахомов уезжает в Петроград, где учится в Училище Штиглица у Мстислава Добужинского, Сергея Чехонина, Василия Шухаева, позже у Николая Тырсы и Владимира Лебедева, в Академии художеств — у Александра Савинова. С 1921 года участвует почти во всех отечественных и международных выставках. Во второй половине 1930-х, после газетной травли художников-формалистов, Пахомов практически уходит из живописи. «Я начал замечать, что „вся рота идет в ногу“, а я один не „в ногу“… И я оставил живопись. Мне оставался рисунок, там я никакого разлада со средой не чувствовал», — вспоминал он.

Экспозиция в залах Михайловского замка начинается с наиболее значительных живописных работ 1920–1930-х: «Сенокос», «Жница», «Портрет работницы» («Девушка в синем»), «Стрелки из лука», «Портрет девушки в голубом», «Спор во ржи». Монументальность фигур, игра фактуры и света, ясные силуэты — главные выразительные средства художника здесь представлены наиболее отчетливо.

Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей. Фото: Анна Коробкова/Государственный Русский музей
Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.
Фото: Анна Коробкова/Государственный Русский музей

Отдельный зал посвящен росписи Пахомовым фриза комнаты для игр в ДК им. Первой пятилетки — «Хоровод детей всех наций». Росписи были утеряны еще во время послевоенной реконструкции здания, эскизы сохранились только в ГРМ. На семи фанерных щитах, оклеенных картоном, ритмически скомпонованные группы детей как бы бегут навстречу друг другу. Пластичная композиция, теплый колорит — все это делает рисунок легким, подвижным, живым.

В нескольких залах представлены книжные иллюстрации к «Приключениям Гулливера» Свифта, книгам Гайдара, Каверина, Шварца. Впервые зрители смогут увидеть всю серию рисунков и эскизов Пахомова к сказке Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Отдельные фрагменты музей уже показывал — сейчас же представил весь процесс работы над сказкой. Впервые на выставке показаны карандашные зарисовки Пахомова к циклу «Красивая Меча». И рядом — иллюстрации к поэме Некрасова «Мороз Красный нос». «Мы специально поставили их вместе, — рассказала Наталья Козырева, — чтобы зрители сами увидели и поняли кухню художника: как он рисовал с натуры и как потом натурные зарисовки превращались в иллюстрации к книге».

Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.  Фото: Анна Коротина/Государственный Русский музей
Выставка «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея». Государственный Русский музей.
Фото: Анна Коротина/Государственный Русский музей

Завершает экспозицию, пожалуй, самая известная серия графики Пахомова, посвященная блокаде Ленинграда. Пронзительные зарисовки в госпиталях, детских домах, на улицах осажденного города сделали эти работы настоящей «Ленинградской летописью». 

Государственный Русский музей
«Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея»
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+