18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Турне Беатрис Гонсалес стартовало в Сан-Паулу

Беатрис Гонсалес. «Частокол». 2001.  Фото:  Juan Camilo Segura/Collection Beatriz González
Беатрис Гонсалес. «Частокол». 2001.
Фото: Juan Camilo Segura/Collection Beatriz González

Авторитаризм и насилие занимают центральное место в творчестве колумбийской художницы Беатрис Гонсалес, которая на протяжении своей долгой карьеры превращает образы массовой культуры в материал для живописных экспериментов

Передвижная ретроспектива Беатрис Гонсалес, открывшаяся в Пинакотеке Сан-Паулу в конце августа, уже третья для колумбийской художницы за последние десять лет. Первая проходила с 2017 года в Бордо, Мадриде и Берлине, вторая стартовала в ­2019-м в Майами и потом переехала в Хьюстон. Все эти выставки отражают растущий интерес к художницам из Латинской Америки, особенно тем, чья жизнь и творчество пришлись на годы авторитарных режимов.

Ретроспектива в Пинакотеке Сан-Паулу «представляет собой историко-художественное прочтение с точки зрения „глобального Юга“» и в целом станет способом усилить «латиноамериканскую точку зрения» — так говорит одна из ее кураторов, научный сотрудник музея Поллиана Кинтелла, готовившая выставку вместе с колумбийской коллегой Наталией Гутьеррес. В экспозицию вошла почти сотня работ, охватывающих всю карьеру Гонсалес. По словам куратора, в этих произведениях искусство предстает актом прямого столкновения с историей насилия в Колумбии и вызовом устоявшимся представлениям о хорошем вкусе, китче и популярной культуре.

Беатрис Гонсалес работает над своим произведением «На фоне подвижной и меняющейся природы».1978.  Фото: Andrés Pardo/Collection Beatriz González
Беатрис Гонсалес работает над своим произведением «На фоне подвижной и меняющейся природы».1978.
Фото: Andrés Pardo/Collection Beatriz González

Беатрис Гонсалес родилась в 1938 году в городе Букараманга. За пределами родной Колумбии она долгое время оставалась малозаметной фигурой; текущая ретроспектива — ее первая персональная выставка в Бразилии. В 1971 году художница участвовала в 11-й Биеннале в Сан-Паулу, но тогда ее работа прошла почти незамеченной: биеннале бойкотировали в знак протеста против военной диктатуры в Бразилии. Спустя четыре десятилетия пинакотека вновь показала работы Гонсалес в рамках гастролировавшей выставки Музея Хаммера «Радикальные женщины. Латиноамериканское искусство. 1960–1985». Однако до сих пор ее наследие не полностью изучено, и это относится к связям художницы с бразильскими поп-движениями ­1960-х, такими, например, как «Новая фигуративность» (Nova Figuração).

В каждом из семи залов выставки освещаются разные исторические и концептуальные аспекты художественной практики Гонсалес. По словам Наталии Гутьеррес, такие работы, как «Попугаи» (1987), иллюстрируют ключевые стратегии художницы: повторение, яркий цвет, фрагментация, а также критический взгляд на политику. В этом панорамном полотне повторяются профили трех военных и бывшего президента Колумбии Белисарио Бетанкура, что визуально отсылает к трафаретной печати, а метафорически — к бесконечному циклу политического насилия.

Беатрис Гонсалес. Текстильный декор интерьера. 1981. Фото: Museo de Arte Moderno de Medellín
Беатрис Гонсалес. Текстильный декор интерьера. 1981.
Фото: Museo de Arte Moderno de Medellín

Особое место в экспозиции занимают произведения, в которых Гонсалес обращается к религиозным сюжетам — это еще одно важное направление ее творчества. Среди них — «Самоубийцы из Сисги II» и «Самоубийцы из Сисги III» (обе — 1965), предоставленные музеем «Тертулия» в колумбийском Кали и Национальным музеем Колумбии. Цикл основан на газетной фотографии религиозной пары, которая, по сообщениям, утопилась, пытаясь уберечь себя от «плотского греха».

После Сан-Паулу ретроспектива отправится в Лондон, в Центр искусств Barbican, а затем в Осло, в Музей Аструпа — Фернли. Каждая из остановок будет иметь свои локальные акценты. 

Пинакотека Сан-Паулу
«Беатрис Гонсалес»
До 1 февраля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+