18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Доисторические храмы Мальты могли служить для обучения навигации по звездам

Доисторические храмы Мальты были построены в разных частях архипелага в период между 3800 и 2400 годами до н. э., и их предназначение по-прежнему остается загадкой.  Фото: Wikimedia Commons
Доисторические храмы Мальты были построены в разных частях архипелага в период между 3800 и 2400 годами до н. э., и их предназначение по-прежнему остается загадкой.
Фото: Wikimedia Commons
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Эти мегалитические сооружения, вернее, их руины много лет не дают покоя исследователям, гадающим о предназначении древних храмов. Новая гипотеза связала архитектурные особенности объектов с профессиональной подготовкой мореплавателей

В недавно опубликованном исследовании археологи выдвинули предположение, что доисторические храмы Мальты могли воспроизводить расположение звезд, на которые ориентировались при навигации древние мореплаватели. Эти храмы, включенные в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, были построены в разных частях архипелага в период между 3800 и 2400 годами до н. э., и их предназначение по-прежнему остается загадкой. «Не исключено, что мальтийские храмы, помимо других космологических, религиозных или социальных функций, которые они могли выполнять, использовались для тренировки или теоретического обучения навигации по звездам», — пишут археолог Фабио Сильва из Борнмутского университета и его коллега Торе Ломс­дален в статье, опубликованной журналом Archaeological and Anthropological Sciences.

Почти 6 тыс. лет назад доисторические жители Мальты строили свои мегалитические храмы таким образом, чтобы открытые внутренние дворы соединялись прорезающими их прямыми коридорами. Эксперты давно задаются вопросом, имела ли такая планировка особое значение для древних людей, однако пока ни одна гипотеза не получила всеобщего признания.

Почти 6 тыс. лет назад доисторические жители Мальты строили свои мегалитические храмы таким образом, чтобы открытые внутренние дворы соединялись прорезающими их прямыми коридорами. Фото: Wikimedia Commons
Почти 6 тыс. лет назад доисторические жители Мальты строили свои мегалитические храмы таким образом, чтобы открытые внутренние дворы соединялись прорезающими их прямыми коридорами.
Фото: Wikimedia Commons

Сильва и Ломсдален заново замерили 32 постройки и провели статистический анализ полученных данных. Они обнаружили, что в самых ранних храмах, относящихся к периоду Джгантии (между 3400 и 3100 годами до н.э.), входы совпадают с положением звезд Южного полушария: Хадар в созвездии Центавр, Гакрукс в созвездии Южный Крест и Авиор в созвездии Киль. По их мнению, это вряд ли простое совпадение, поскольку эти звезды, по всей вероятности, использовались для навигации.

Возникла гипотеза о том, что храмы помогали молодым мореплавателям запомнить важные светила, а коридоры служили для выделения этой части ночного неба. Возможно даже, что внутренние дворы затапливались, чтобы звезды отражались в воде. «Сооруженная таким образом мегалитическая структура воспроизводила условия нахождения в лодке в открытом море ночью, когда ориентироваться можно только по звездам», — предполагают авторы статьи.

Руины мальтийских доисторических храмов навели на новую гипотезу об их функциональном назначении.  Фото: Wikimedia Commons
Руины мальтийских доисторических храмов навели на новую гипотезу об их функциональном назначении.
Фото: Wikimedia Commons

Такая подготовка должна была быть особенно важна перед плаванием между Мальтой и Сицилией, а это почти 100 км по Средиземному морю. При движении на север от Мальты мореплаватели могли ориентироваться на Этну и Иблейские горы на Сицилии. «А вот обратный путь должен был быть куда опаснее, поскольку с Сицилии не видно ни одного из Мальтийских островов, — пишут археологи. — Именно на обратном пути такие визуальные ориентиры, как звезды, должны были быть очень полезны для навигации и, следовательно, играть важнейшую роль в обучении новых мореплавателей». Пока что гипотеза Сильвы и Ломсдалена умозрительна. «Тем не менее, — пишут они, — мы считаем, что ее выдвижение проливает новый свет и поднимает новые вопросы об этих сооружениях и о доисторическом обществе Мальты в целом».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+