18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Доисторические храмы Мальты могли служить для обучения навигации по звездам

Доисторические храмы Мальты были построены в разных частях архипелага в период между 3800 и 2400 годами до н. э., и их предназначение по-прежнему остается загадкой.  Фото: Wikimedia Commons
Доисторические храмы Мальты были построены в разных частях архипелага в период между 3800 и 2400 годами до н. э., и их предназначение по-прежнему остается загадкой.
Фото: Wikimedia Commons
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Эти мегалитические сооружения, вернее, их руины много лет не дают покоя исследователям, гадающим о предназначении древних храмов. Новая гипотеза связала архитектурные особенности объектов с профессиональной подготовкой мореплавателей

В недавно опубликованном исследовании археологи выдвинули предположение, что доисторические храмы Мальты могли воспроизводить расположение звезд, на которые ориентировались при навигации древние мореплаватели. Эти храмы, включенные в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, были построены в разных частях архипелага в период между 3800 и 2400 годами до н. э., и их предназначение по-прежнему остается загадкой. «Не исключено, что мальтийские храмы, помимо других космологических, религиозных или социальных функций, которые они могли выполнять, использовались для тренировки или теоретического обучения навигации по звездам», — пишут археолог Фабио Сильва из Борнмутского университета и его коллега Торе Ломс­дален в статье, опубликованной журналом Archaeological and Anthropological Sciences.

Почти 6 тыс. лет назад доисторические жители Мальты строили свои мегалитические храмы таким образом, чтобы открытые внутренние дворы соединялись прорезающими их прямыми коридорами. Эксперты давно задаются вопросом, имела ли такая планировка особое значение для древних людей, однако пока ни одна гипотеза не получила всеобщего признания.

Почти 6 тыс. лет назад доисторические жители Мальты строили свои мегалитические храмы таким образом, чтобы открытые внутренние дворы соединялись прорезающими их прямыми коридорами. Фото: Wikimedia Commons
Почти 6 тыс. лет назад доисторические жители Мальты строили свои мегалитические храмы таким образом, чтобы открытые внутренние дворы соединялись прорезающими их прямыми коридорами.
Фото: Wikimedia Commons

Сильва и Ломсдален заново замерили 32 постройки и провели статистический анализ полученных данных. Они обнаружили, что в самых ранних храмах, относящихся к периоду Джгантии (между 3400 и 3100 годами до н.э.), входы совпадают с положением звезд Южного полушария: Хадар в созвездии Центавр, Гакрукс в созвездии Южный Крест и Авиор в созвездии Киль. По их мнению, это вряд ли простое совпадение, поскольку эти звезды, по всей вероятности, использовались для навигации.

Возникла гипотеза о том, что храмы помогали молодым мореплавателям запомнить важные светила, а коридоры служили для выделения этой части ночного неба. Возможно даже, что внутренние дворы затапливались, чтобы звезды отражались в воде. «Сооруженная таким образом мегалитическая структура воспроизводила условия нахождения в лодке в открытом море ночью, когда ориентироваться можно только по звездам», — предполагают авторы статьи.

Руины мальтийских доисторических храмов навели на новую гипотезу об их функциональном назначении.  Фото: Wikimedia Commons
Руины мальтийских доисторических храмов навели на новую гипотезу об их функциональном назначении.
Фото: Wikimedia Commons

Такая подготовка должна была быть особенно важна перед плаванием между Мальтой и Сицилией, а это почти 100 км по Средиземному морю. При движении на север от Мальты мореплаватели могли ориентироваться на Этну и Иблейские горы на Сицилии. «А вот обратный путь должен был быть куда опаснее, поскольку с Сицилии не видно ни одного из Мальтийских островов, — пишут археологи. — Именно на обратном пути такие визуальные ориентиры, как звезды, должны были быть очень полезны для навигации и, следовательно, играть важнейшую роль в обучении новых мореплавателей». Пока что гипотеза Сильвы и Ломсдалена умозрительна. «Тем не менее, — пишут они, — мы считаем, что ее выдвижение проливает новый свет и поднимает новые вопросы об этих сооружениях и о доисторическом обществе Мальты в целом».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+