18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

На всех парах: 200-летие первой в мире железной дороги отметят фестивалем

Действующая реплика Locomоtion No 1 с угольными вагонетками и пассажирским вагоном вновь отправится по историческому маршруту. Фото: Graeme Rowatt
Действующая реплика Locomоtion No 1 с угольными вагонетками и пассажирским вагоном вновь отправится по историческому маршруту.
Фото: Graeme Rowatt
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Реплика Locomotion № 1, спроектированного Джорджем Стефенсоном в 1825 году, проедет по историческому маршруту между городами Стоктон-он-Тис и Дарлингтон. Юбилей послужил поводом для финансовой поддержки местных музеев и достопримечательностей

В сентябре исполняется 200 лет с того дня, как паровой локомотив Locomotion № 1 отправился в путешествие по первой в мире общественной железной дороге, соединившей горнодобывающие предприятия на юге графства Дарем с городами Стоктон-он-Тис и Дарлингтон в северо-восточной части Англии.

С 26 по 28 сентября этого года недавно отреставрированная реплика Locomotion № 1 проедет по оригинальному маршруту с угольными вагонетками и репликой своего пассажирского вагона «Эксперимент». Первый поезд спроектировал инженер-механик из пригорода Ньюкасла Джордж Стефенсон (1781–1848), который, несмотря на то что выучился грамоте только в 18 лет, получил известность как «отец железной дороги».

Реплику, созданную в 1975 году к 150-летнему юбилею, отреставрировала Международная консультативная служба по вопросам железнодорожного наследия (International Heritage Railway Consultancy). Чтобы сделать локомотив пригодным к использованию на современных железнодорожных путях, его пришлось полностью разобрать и несколько модернизировать. Оригинальный Locomotion № 1 сильно пострадал в 1828 году из-за взрыва котла, убившего машиниста. Локомотив восстановили, однако к тому времени он успел устареть. В 1857 году его сделали музейным экспонатом, и сейчас он демонстрируется в музее Locomotion в городке Шилдон, стоящем на историческом маршруте.

«Наш мир в значительной степени определили именно железные, а не автомобильные дороги, — считает Стив Дэвис, бывший полковник британской армии, отвечающий за реконструкцию и эксплуатацию Locomotion № 1. — Железная дорога сделала страну гораздо меньше. Многие привычные вещи, которые мы сейчас воспринимаем как должное, стали возможны благодаря железным дорогам. Долгие годы Британская империя функционировала на технологии, созданной в Дарлингтоне».

28 сентября 2025 года королевская артиллерия встретит прибытие Locomotion № 1 в Стоктон салютом из 21 пушки — так же, как когда-то в честь первой поездки оригинального поезда. Место в пассажирском вагоне займет небольшое число приглашенных, а зрители получат возможность понаблюдать за поездом, который повторит исторический маршрут, делая по пути остановки.

Реставрация поезда стала возможной благодаря гранту, который выделило Объединение муниципалитетов долины реки Тис (Tees Valley Combined Authority). В целом программа фестиваля S&DR200, приуроченного к 200-летию железной дороги Стоктон — Дарлингтон, включает события на протяжении целого года. Организаторы надеются привлечь местных жителей, особенно семьи с детьми, а также энтузиастов железнодорожного наследия со всей страны и даже со всего мира. В преддверии фестиваля в развитие культурной инфраструктуры региона вложили почти £100 млн, которые пошли на поддержку ряда местных музеев и достопримечательностей.

«Гостей S&DR200 ждет занимательное сочетание науки и инженерного наследия прошлого, помогающее нам глубже понять проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и найти пути их решения в будущем», — говорит директор фестиваля Никки Холлифакс. Она подчеркивает, что рождение железных дорог и промышленная революция не только способствовали множеству положительных изменений в мире, но и запустили процесс глобального потепления из-за сжигания ископаемого топлива.

Никки Холлифакс полагает, что электрификация современных поездов может стать одним из путей решения экологической проблемы, когда-то созданной их паровыми предшественниками. «Нетрудно представить себе новую эру поездов — экологически чистых, помогающих нам справиться с самой серьезной на сегодня угрозой нашему существованию, — говорит она. — Мы надеемся, что, чествуя Locomotion № 1, мы вдохновим будущее поколение на смелые мечты во имя всеобщего блага».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+