18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Казачество выстроилось на торжественный смотр в Царском Селе

Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.
Фото: ГМЗ «Царское Село»
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

На выставке «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» представлено около 800 экспонатов — не только оружие, униформа и ордена, но и интересные произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства

Прошедшим летом у любителей истории казачества выдался праздник: в Москве Государственный исторический музей открыл филиал в Большом Лёвшинском переулке — Музей казачества, а через пару недель в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Камероновой галерее начала работу выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год».

Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Так совпало, что и в постоянной экспозиции в столичном музее, и на выставке во дворце под Санкт-Петербургом заявлено одинаковое число экспонатов — около 800. Это много. Если задерживаться у каждого хотя бы на десять секунд, то и двух часов не хватит, — но что такое десять секунд, когда за каждым экспонатом история? Впрочем, посетителям, не слишком посвященным в тему, многие предметы (оружие, обмундирование, памятные знаки) покажутся похожими друг на друга, и в каких-то местах можно будет ускориться. Зато для знатоков военной истории России и целого дня здесь будет мало. А такие знатоки среди посетителей ГМЗ «Царское Село» не редкость: военно-исторический отдел здесь традиционно силен как минимум со времен предыдущего начальника Георгия Введенского, создателя музея Первой мировой войны в Ратной палате. Куратором нынешней выставки выступил преемник Введенского Дмитрий Клочков.

В выставке участвуют 13 музеев и архивов. Много первоклассных предметов от флагманов — здесь и Эрмитаж, и Российский этнографический музей, и ГИМ, и собственно «Царское Село». Но отдельного внимания заслуживают музеи из регионов, традиционно связанных с казачеством. Лучшими экспонатами поделились Новочеркасский музей истории донского казачества, Хабаровский краевой музей им. Н.И.Гродекова, Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е.Клера. В самом начале экспозиции внимание к себе приковывает пушка повстанческих войск Емельяна Пугачева из Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея — довольно изящ­ный литой ствол на брутальном деревянном лафете, стянутом коваными лентами, — как есть седая старина!

Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Немало предметов оружия XIX–XX веков прибыли из частных коллекций, а меценат Алексей Гнедовский, поддержавший выставку финансово, еще и подарил «Царскому Селу» редкую винтовку системы Бердана.

Отдельная радость для тех, кто не знаток военной истории, — изобразительное искусство. Его здесь много. Наряду с ожидаемой классикой батальной живописи (Карл Пиратский, Франц Рубо, Адольф Шарлемань), это еще и превосходный Василий Поленов с картинами, созданными во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов при штабе цесаревича Александра Александровича. За них спасибо Русскому музею. А еще за маленький шедевр скульптора Евгения Лансере — бронзовых «Донских казаков на фуражировке» (1878).

Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Два параллельных коридора Камероновой галереи задают линейный стиль повествования. В залах первого коридора рассказывается о зарождении казачества, гео­графии, этническом и социальном составе, быте, обмундировании и о том, как 250 лет назад при Екатерине II казачество трансформировалось из кочевого воинства в императорскую гвардию. Потолок драпирован широкой синей лентой — то ли река времени, то ли олицетворение всех рек, вдоль которых казаки селились, осваивая окраины империи. Второй коридор в основном посвящен войнам, в которых участвовало казачество. Здесь на полу по всей длине полоса цвета металлик олицетворяет клинок. В конце коридора — приоткрытые двери, за ними тревожное красное свечение. Туда не ходят — там 1917 год. 

Государственный музей-заповедник «Царское Село»
«Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год»
До 8 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+