18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Анна Коротина
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Анна Коротина
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма

Предыдущая крупная ретроспектива автора «Лунной ночи на Днепре» состоялась в Государственном Русском музее сравнительно недавно — в 2007 году. В Третьяковской галерее Архипа Куинджи полнометражно показывали и того позднее — в 2018-м. Но феномен этого художника настолько привлекателен, что возвращение к его картинам вне зависимости от круглости дат (115-летие со дня смерти само по себе не повод) выглядит вполне естественным.

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Сергей Николаев
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Сергей Николаев

Русский музей, владеющий «контрольным пакетом» произведений Куинджи, показывает более 200 картин и этюдов из своего собрания, дополнив выставку девятью картинами из ГТГ, в том числе «Березовой рощей» и «После дождя», а также полотнами «На Валааме» из Тульского музея изобразительных искусств, «Степь. Нива» из Ярославского художественного музея и «Христос в Гефсиманском саду» из Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.

Фигура Куинджи — редкий случай абсолютного селфмейдмена. Сын сельского сапожника окончил только два класса городского училища. В грамоте был не силен, этим часто объясняют скромность его эпистолярного наследия. В конце жизни Куинджи — профессор Академии художеств, владелец капитала в полмиллиона рублей, нескольких доходных домов в Петербурге и 250 га земли на престижном, входившем в моду ЮБК — Южном берегу Крыма.

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Сергей Николаев
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Сергей Николаев

В середине карьеры, на ее пике, вскоре после сенсационного показа «Лунной ночи на Днепре», Куинджи навсегда прекращает выставочную деятельность. Работает «в стол» и преподает в Академии художеств. Общество художников имени Архипа Ивановича Куинджи было основано еще при его жизни. Цели были благотворительные, сам художник внес щедрые пожертвования. В 1908 году, создавая общество, он завещал ему и свои произведения, в том числе многочисленные этюды, созданные за годы уединения. Благодаря этому жесту наследие Архипа Куинджи, если не считать ранних приобретений коллекционерами — великим князем Константином, Павлом и Сергеем Третьяковыми, было сохранено.

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Сергей Николаев
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Сергей Николаев

Но интересная биография не заслоняет главного. Куинджи, которого принято называть «мастером света», был великим экспериментатором. Он не прописывал подробно первый план картины, заставляя зрителя фокусироваться на перспективе. Художник считал, что тогда впечатление от полотна, воспринимаемого как единое целое, будет сильнее. Для увеличения контраста изображения наносил рядом дополнительные цвета. Для создания яркого свечения картин применял асфальтовые краски. Коллега Иван Крамской как-то заметил: «У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов и... никто не различал, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве рубежа XIX–XX веков: символизма, экспрессионизма, фовизма. А это дороже любых денег и недвижимости.

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Анна Коротина
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Анна Коротина

Выставка устроена (дизайнер проекта — Юрий Аввакумов) как мастерская Куинджи — своеобразный оммаж его почти 30-летнему затворничеству. Вот несколько основных произведений, которые нельзя пропустить. Картина «Ладожское озеро», еще вполне передвижническая, показывает каменистое дно сквозь штилевую прозрачную воду. Художник считал это своим ноу-хау и отстаивал приоритет в дискуссии критиков о картине Руфина Судковского «Мертвый штиль», созданной 12 годами позднее. Об этом забавном эпизоде в истории русского искусства второй половины XIX века подробно рассказано в статье Павла Климова, опубликованной в каталоге выставки.

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Сергей Николаев
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Сергей Николаев

«Березовая роща» с эффектным выбором бокового освещения и необычным главным персонажем — убегающим вдаль ручьем — прославила имя Архипа Куинджи далеко за пределами академических кругов. Романтический «Вечер на Украине» стал прелюдией к сенсационной и самой известной картине художника — «Лунная ночь на Днепре». Зрители не могли поверить, что внутри полотна не спрятана лампочка, и заглядывали за край рамы. Чувствительная публика покидала выставку одной картины (в 1880 году это было новшество) со слезами на глазах. Сейчас именно в это труднее всего поверить. Но честный художник Илья Репин свидетельствует.

Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.  Фото: Сергей Николаев
Выставка «Архип Куинджи (1842–1910)» в Русском музее.
Фото: Сергей Николаев

Картины «Лес» и «Осень» стали импрессионистическими опытами Куинджи. Однако на них он долго не задержался. Дальше был уже чистый символизм про вселенские смыслы — «Закат над сосновым лесом», «Пятна лунного света в лесу. Зима» — и фантасмагорический «Эффект заката». Оставалось создать картину «Ночное»: близится рассвет, но серп луны еще ярко блестит на небе, отражаясь в тихой уходящей за горизонт полноводной реке.

Государственный Русский музей
«Архип Куинджи (1842–1910)»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+