18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дженни Савиль: «В моих картинах зритель вступает в диалог и с живописью, и с моделью»

Дженни Савиль.  Фото:  Jenny Saville/Gagosian
Дженни Савиль.
Фото: Jenny Saville/Gagosian
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Еще не окончив образования, эта художница покорила Чарльза Саатчи своими монументальными полотнами. Спустя три десятилетия в Национальной портретной галерее прошла ее выставка. Дженни Савиль рассказывает о ее уникальном подходе к портретной живописи

Британская художница Дженни Савиль уже более 30 лет исследует, расширяет и обновляет возможности изображения человеческого тела. Ей не было и 25, когда в 1992 году, вскоре после триумфальной дипломной выставки в Школе искусств Глазго, влиятельный коллекционер Чарльз Саатчи выкупил ее монументальные полотна с изображением обнаженной женской натуры, а в 1994-м выставил их в своей галерее. Савиль стала одной из самых ярких участниц знаковой выставки «Сенсация. Молодые британские художники из коллекции Саатчи» в Королевской академии художеств тремя годами позже, хотя от коллег по цеху YBA — Young British Artists — ее всегда отличал диалог с классическим искусством и художественной традицией.

Савиль добилась широкого признания на арт-рынке. В 2018 году ее автопортрет «Подпертая» (1992) был продан на Sotheby’s в Лондоне за £9,5 млн, сделав ее на тот момент самой дорогой художницей из живущих. Но заслужить похвалы критиков — особенно в Великобритании — ей долго не удавалось. В собрании Тейт находится лишь одна ее работа — картина «След» (1993–1994), переданная музею на длительное хранение галеристом Ларри Гагосяном. Однако ситуация меняется: сейчас в Национальной портретной галерее в Лондоне идет ретроспектива художницы «Анатомия живописи» (до 4 сентября).

Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.  Фото: David Parry/National Portrait Gallery
Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Фото: David Parry/National Portrait Gallery

Ваша выставка развернута в Национальной портретной галерее, при этом ваши живописные и графические образы голов и фигур выходят за рамки традиционного портретного канона, начиная сложный, многослойный диалог о фигуративной живописи в XXI веке.

Не то чтобы это не портреты в привычном понимании. Просто иногда я продвигаю портретную живопись в самых разных направлениях. Думаю, что кто-то как раз увидит в моих работах весьма традиционные портреты — но с небольшими «отклонениями», которые раздвигают границы канона или заставляют по-новому подумать об этом жанре. А может, и наоборот, возвращают к портретной живописи. Это зависит от зрителя. Мы с куратором определенно выбрали больше голов, но есть и фигуры целиком, чтобы показать публике, что я сделала за все эти годы. Мне самой интересно посмотреть, как развивалось мое творчество, как я прошла путь от желания строить форму к исследованию живописности.

В ваших ранних работах, таких как «Подпертая», созданная для дипломного показа 1992 года, или «План» (1993), выполненный по заказу Чарльза Саатчи, акцент сделан на женской плоти и формах, а не на лицах. Что стояло за этим желанием создавать произведения о теле, о телесности?

Это мне всегда было свойственно. Через все мое творчество проходит эта мысль, и если взглянуть на траекторию того, что я создала, то видно, как с первых дней, еще с дипломной выставки, и на протяжении долгого времени я подходила к изображению тела множеством разных способов. Поначалу мне были ближе всего традиции британского реализма. На мое чувство цвета и композиции оказали большое влияние картины Люсьена Фрейда, Фрэнсиса Бэкона и Франка Ауэрбаха — этой троицы. И сюда же добавился мой интерес к старым мастерам, который у меня был со студенческой скамьи. В Школе искусств Глазго традиционно делали упор на фигуративной живописи, там в мое время еще существовали отделения живописи и рисунка, хотя тогда многие художественные школы в Великобритании уже переключились на «изобразительное искусство» в целом. Но это мне очень подходило. Также незадолго до поступления я посетила выставку Люсьена Фрейда в Hayward Gallery в 1988 году, которая впоследствии во многом определила мое творчество.

Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.  Фото: David Parry/National Portrait Gallery
Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Фото: David Parry/National Portrait Gallery

В ваших выразительных ранних произведениях — гипертрофированные женские тела: много плоти, но она будто стремится к разложению. Так, в «Плане» изображено тело, размеченное для пластической операции, а в «Подпертой» фигурируют фразы из манифеста теоретика феминизма Люс Иригарей. Представляли ли вы себя переизобретающей женскую сущность через призму феминизма?

Сейчас очень сложно вернуться назад и вспомнить, о чем именно я тогда думала. Но был момент, когда я развивала свою художественную манеру и в воздухе витали все эти теории. И на моем дипломном показе они органично соединились с созданными мною картинами.

Вы дважды стали мамой — в 2007 и 2008 годах. Как рождение детей и материнство повлияли на вашу творческую манеру?

Создание искусства — это своего рода интимный дневник, и поэтому мое творчество естественным образом развивалось в направлении этой темы. Материнство — это невероятно красиво, мощно, пронзительно и просто замечательная часть нашей человеческой истории. Целый спектр образов матери и ребенка на протяжении истории цивилизации — от богинь плодородия до христианства — стал для меня актуальным, и я их изучала, а затем начали появляться новые работы. Мне особенно хотелось передать в живописи беременность и стремительные движения детских тел, поэтому я обратилась к ренессансным образам Мадонны с Младенцем, а также к графике Рембрандта — его рисункам пером и тушью, изображающим матерей с детьми.

Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.  Фото: David Parry/National Portrait Gallery
Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Фото: David Parry/National Portrait Gallery

Ваша связь с классической живописью хорошо известна, и вы остаетесь ей верны. Почему так важно поддерживать этот диалог?

Думаю, для всех современных художников работы старых мастеров остаются современными. Достаточно зайти в зал Тициана в Национальной галерее. Это просто невероятно! Эти шедевры оживают в каждую новую эпоху и для каждого поколения художников обретают новые смыслы. Поэтому они всегда актуальны, они просто часть диалога, который ты ведешь с другими творцами в живописи.

Еще одна константа в ваших работах с самого начала — масштаб. Я помню, когда впервые увидела «Подпертую» в галерее Саатчи, полотно поразило меня своей монументальностью.

Для меня это естественно. Я всегда любила работать в больших форматах. Мне также нравится создавать изображения тел и голов, на которые зритель смотрит снизу вверх; такая точка зрения внушает трепет, создает ощущение драматизма и мощного присутствия, заставляет вещи казаться еще больше, чем они есть.

Меня всегда тянуло к такой композиции. Когда я писала «Сдвиг», «Опору» и другие работы для моей первой нью-йоркской выставки в галерее Гагосяна в 1999 году, я сознательно хотела добиться такого величия. Это было амбициозно.

Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.  Фото: David Parry/National Portrait Gallery
Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Фото: David Parry/National Portrait Gallery

Этот огромный размер, особенно заметный в пастозных мазках ваших более поздних работ, также вовлекает зрителя в более тесное взаимодействие с материальностью краски. Хотя ваши работы укоренены в фигуративности, в них есть и сильный элемент абстракции.

Думаю, в этом и заключается драматизм моих полотен. Мне нравится работать с масштабом, но, когда делаешь в таком размере фигуративное искусство, живопись становится более абстрактной. Когда пишешь фигуру или голову, происходит еще и рациональный процесс: ты думаешь, как выстраивать эту форму. И это очень важная часть моей работы: мне нравится иметь образ, за который можно ухватиться. И в то же время да, манера становится более абстрактной, и это вызов — добиться высокого уровня реализма в таком масштабе.

Когда подходишь близко, вступаешь в диалог с самой живописью наравне с моделью. Меня это восхищает — когда получаешь чувственную радость и от мазка кисти, и от человека, который позировал для картины, одновременно. Есть в этом жизнеутверждающее начало. Мне нравится жить настоящим, когда я пишу.

Хотя выставка в Национальной портретной галерее называется «Анатомия живописи», в экспозиции также есть несколько крупных рисунков углем и пастелью. Как вы решаете — графика или живопись?

Это все получается само собой, это скорее игра, чем серьезное заявление: мол, хорошо, это начало большого проекта. Графика для меня естественна. Мне нравятся рисунки всех художников. Это может быть вещь Герхарда Рихтера, Жан-Мишеля Баскиа, Леонардо или Дюрера. Мне нравятся все. У графики нет такого груза истории, как у масляной живописи. Я люблю работать углем, потому что эта техника подразумевает разные размеры. Мне нравится, что можно просто наслаивать одно тело поверх другого или создавать глубину изображения. Это меня захватывает. Рисунок, живопись — все это перемешивается в моем творчестве. Я люблю экспериментировать и переходить между этими жанрами.

Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.  Фото: David Parry/National Portrait Gallery
Выставка «Анатомия живописи» в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Фото: David Parry/National Portrait Gallery

И все же ваша первая и неизменная любовь — это краска, и прежде всего масло.

В плотности цвета масляной краске равных нет. Я пробовала использовать акрил, но он меня разочаровал. У масляной краски есть глубина пигмента, которую я не могу найти в других, более современных материалах. Я писала серии углем и пастелью, но мой основной язык — масляная живопись.

Я изучала пастели таких художников, как Эдгар Дега и Виллем де Кунинг. Их способы построения формы захватывающи — но я перенесла это в свою масляную живопись. Для меня картина как философия: она не выполняет никакой другой роли, кроме как быть тем, что она есть, что дает ей возможность стать чем-то очень значимым. Взаимоотношения этой уникальной сущности с нашей уникальной природой как человеческих существ мне кажутся невероятно мощными. То, что живопись обладает этим уникальным качеством — возможностью что-то сообщить о реальности, но в то же время немного возвышаться над нашей повседневной жизнью, — это то, что так меня в ней очаровывает. Я живописец-живописец. Я все еще считаю живопись мощным способом творческого самовыражения, и это просто было во мне всегда.

С самого начала ваши работы оценили на арт-рынке, они устанавливали аукционные рекорды. Но, кажется, вы предпочитаете оставаться в тени, вне коммерческого прожектора.

Мне, в общем-то, нечего сказать об арт-рынке. Единственное, что я точно знаю: успех там не заставляет тебя писать лучше или хуже. Ты просто должен создать свою лучшую картину, и что-то глубокое в ней должно быть. Так я всегда и поступала.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+