18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах

Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.  Фото: Слово/Slovo
Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.
Фото: Слово/Slovo
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры

В печатных трудах искусствоведа и писателя Наталии Семеновой, посвященных русским коллекционерам европейской живописи, имя ее нового героя появлялось не раз. Именно у Амбруаза Воллара (1866–1939) Сергей Щукин и Иван Морозов покупали картины Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Пабло Пикассо и ряда других художников, со временем ставшие украшением Пушкинского музея и Эрмитажа. Сам Воллар написал несколько переведенных у нас книг, прежде всего «Воспоминания торговца картинами», а также «Ренуар», «Сезанн», «Анри Руссо», где рассказывал о своих отношениях с авторами полотен. В биографических книгах о них Воллар тоже упоминается, но никогда, кажется, ему не уделяли там особого, пристального внимания. Торговец не творец, хотя Воллару и были посвящены несколько выставок, прошедших в разных странах. В общем, создается впечатление, что о «великом арт-дилере, открывшем миру великих художников», как нередко величают Воллара, известно достаточно, но никому он сам по себе как будто не интересен — только купленные им картины.

Семенова Н. Амбруаз Воллар: Открыватель талантов. М.: Слово/Slovo, 2025. 324 с.
Семенова Н. Амбруаз Воллар: Открыватель талантов. М.: Слово/Slovo, 2025. 324 с.

Наталия Семенова, тщательно проштудировав многочисленные издания, публикации, письма и мемуары, в том числе расходную книгу этого маршана, оказавшуюся отличным источником знаний, в своем труде «Амбруаз Воллар. Открыватель талантов» представляет его без прикрас и излишнего пиетета. Отчего у читателя возникает полное доверие к написанному ею портрету. Кстати, художниками в свое время было создано 40 портретов Воллара: у Ренуара, например, их 6, а у Боннара — 7. «Кто-то составлял свой донжуанский список, а наш герой любовно перечислял всех, кто писал его портреты».

Уроженец заокеанской французской провинции, получивший юридическое образование в Париже, Воллар начал работать клерком у торговцев картинами и вскоре понял, что дело это прибыльное. В 27 лет он открыл собственную галерею и к концу жизни стал очень богат и знаменит как галерист и издатель книг, оформленных художниками, то есть опять же произведений искусства — полиграфического. Погиб в автокатастрофе 73-летним. Минимум жизненных перипетий, ноль любовных драм. И заслуга Семеновой в том, что рассказ о человеке, сосредоточенном только на торговле, получился и познавательным, и занимательным.

Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.  Фото: Слово/Slovo
Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.
Фото: Слово/Slovo

Истории его приобретений сегодня кажутся невероятными. Например, он случайно услышал о Сезанне, написал ему и получил «гораздо больше работ, нежели могла вместить небольшая галерея. Воллар никак не ожидал подобного. Денег у него в обрез. По два су за метр удается купить узкий белый багет, знакомый подмастерье задешево натягивает на него холсты». Прежде чем продавать картины, Воллар устраивал выставки, привлекавшие публику и коллекционеров.

Терпение и расчетливость — важные качества для любого торговца. «Еще до знакомства с Ренуаром Воллару удалось купить его прекрасную „Обнаженную“. Сначала он пытался продать полотно за 250 франков, а приобретя галерею на улице Лаффит, — за 400, и в итоге продал за 2000. Сменив нескольких хозяев, картина попала к Родену, заплатившему за нее 25 тысяч».

Очень многие коллекционеры и галеристы до сих пор покупают картины неизвестных и начинающих художников в надежде, что цены на них со временем вырастут, но выигрывают не всегда. Так было и с современниками Воллара. «Мадам Вейль, она-то, как мы помним, вместе с Тео ван Гогом, Папашей Танги, Ле Барком де Бутвильем и Огюстом Боши была одной из тех торговцев искусством, кто так и не заработал состояния на этом поприще. В отличие от них, Воллар прекрасно знал, чего хотел, и следовал своей линии, не отклоняясь от нее, берясь за все и преуспевая во всем и везде».

Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.  Фото: Слово/Slovo
Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.
Фото: Слово/Slovo

Хотя и у него бывали ошибки: например, он не оценил вовремя Винсента ван Гога, посчитав, что у того нет будущего, — о чем позже вспоминал с сожалением. И конечно, Воллару повезло, подчеркивает Семенова, оказаться в нужное время смены направлений в искусстве в мировом центре художественной жизни.

Печальная судьба наследства Воллара описана во второй части книги, существенно отличающейся от первой; она могла бы послужить сюжетом, как пишет автор, для детективного сериала. Здесь фигурируют и не слишком удачливый брат Амбруаза Воллара Люсьен, и погибший в концлагере еврейский коллекционер из Сербии Эрих Шломович, а также воры и авантюристы. Последнее дело, связанное с наследием Воллара, рассматривалось в парижском суде два года назад.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+