18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах

Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.  Фото: Слово/Slovo
Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.
Фото: Слово/Slovo
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры

В печатных трудах искусствоведа и писателя Наталии Семеновой, посвященных русским коллекционерам европейской живописи, имя ее нового героя появлялось не раз. Именно у Амбруаза Воллара (1866–1939) Сергей Щукин и Иван Морозов покупали картины Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Пабло Пикассо и ряда других художников, со временем ставшие украшением Пушкинского музея и Эрмитажа. Сам Воллар написал несколько переведенных у нас книг, прежде всего «Воспоминания торговца картинами», а также «Ренуар», «Сезанн», «Анри Руссо», где рассказывал о своих отношениях с авторами полотен. В биографических книгах о них Воллар тоже упоминается, но никогда, кажется, ему не уделяли там особого, пристального внимания. Торговец не творец, хотя Воллару и были посвящены несколько выставок, прошедших в разных странах. В общем, создается впечатление, что о «великом арт-дилере, открывшем миру великих художников», как нередко величают Воллара, известно достаточно, но никому он сам по себе как будто не интересен — только купленные им картины.

Семенова Н. Амбруаз Воллар: Открыватель талантов. М.: Слово/Slovo, 2025. 324 с.
Семенова Н. Амбруаз Воллар: Открыватель талантов. М.: Слово/Slovo, 2025. 324 с.

Наталия Семенова, тщательно проштудировав многочисленные издания, публикации, письма и мемуары, в том числе расходную книгу этого маршана, оказавшуюся отличным источником знаний, в своем труде «Амбруаз Воллар. Открыватель талантов» представляет его без прикрас и излишнего пиетета. Отчего у читателя возникает полное доверие к написанному ею портрету. Кстати, художниками в свое время было создано 40 портретов Воллара: у Ренуара, например, их 6, а у Боннара — 7. «Кто-то составлял свой донжуанский список, а наш герой любовно перечислял всех, кто писал его портреты».

Уроженец заокеанской французской провинции, получивший юридическое образование в Париже, Воллар начал работать клерком у торговцев картинами и вскоре понял, что дело это прибыльное. В 27 лет он открыл собственную галерею и к концу жизни стал очень богат и знаменит как галерист и издатель книг, оформленных художниками, то есть опять же произведений искусства — полиграфического. Погиб в автокатастрофе 73-летним. Минимум жизненных перипетий, ноль любовных драм. И заслуга Семеновой в том, что рассказ о человеке, сосредоточенном только на торговле, получился и познавательным, и занимательным.

Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.  Фото: Слово/Slovo
Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.
Фото: Слово/Slovo

Истории его приобретений сегодня кажутся невероятными. Например, он случайно услышал о Сезанне, написал ему и получил «гораздо больше работ, нежели могла вместить небольшая галерея. Воллар никак не ожидал подобного. Денег у него в обрез. По два су за метр удается купить узкий белый багет, знакомый подмастерье задешево натягивает на него холсты». Прежде чем продавать картины, Воллар устраивал выставки, привлекавшие публику и коллекционеров.

Терпение и расчетливость — важные качества для любого торговца. «Еще до знакомства с Ренуаром Воллару удалось купить его прекрасную „Обнаженную“. Сначала он пытался продать полотно за 250 франков, а приобретя галерею на улице Лаффит, — за 400, и в итоге продал за 2000. Сменив нескольких хозяев, картина попала к Родену, заплатившему за нее 25 тысяч».

Очень многие коллекционеры и галеристы до сих пор покупают картины неизвестных и начинающих художников в надежде, что цены на них со временем вырастут, но выигрывают не всегда. Так было и с современниками Воллара. «Мадам Вейль, она-то, как мы помним, вместе с Тео ван Гогом, Папашей Танги, Ле Барком де Бутвильем и Огюстом Боши была одной из тех торговцев искусством, кто так и не заработал состояния на этом поприще. В отличие от них, Воллар прекрасно знал, чего хотел, и следовал своей линии, не отклоняясь от нее, берясь за все и преуспевая во всем и везде».

Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.  Фото: Слово/Slovo
Амбруаз Воллар в парижском особняке на улице Мартиньяк среди своих изданий. 1933. Фото Терезы Бонин.
Фото: Слово/Slovo

Хотя и у него бывали ошибки: например, он не оценил вовремя Винсента ван Гога, посчитав, что у того нет будущего, — о чем позже вспоминал с сожалением. И конечно, Воллару повезло, подчеркивает Семенова, оказаться в нужное время смены направлений в искусстве в мировом центре художественной жизни.

Печальная судьба наследства Воллара описана во второй части книги, существенно отличающейся от первой; она могла бы послужить сюжетом, как пишет автор, для детективного сериала. Здесь фигурируют и не слишком удачливый брат Амбруаза Воллара Люсьен, и погибший в концлагере еврейский коллекционер из Сербии Эрих Шломович, а также воры и авантюристы. Последнее дело, связанное с наследием Воллара, рассматривалось в парижском суде два года назад.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+