18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Мемуары Эрика Булатова: живу, вижу, рассказываю

Эрик Булатов. «Все не так страшно». 2016.  Фото: архив художника
Эрик Булатов. «Все не так страшно». 2016.
Фото: архив художника
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Знаменитому художнику 5 сентября исполнилось 92. Ему есть что вспомнить, а читателю — о чем подумать. Слог его воспоминаний прост, но описанные им события из долгой творческой жизни складываются в мозаику, которая не лишена контрастных рифм

Вот идут облака, а перед ними громоздится лозунг «Слава КПСС». Или туда, за облака, устремляется слово «Иду». Или вот частица «Вот» вытягивается во весь рост на картине 2 на 2 м. Художественный язык Эрика Булатова узнаваем: можно очень сжато описать ту или иную работу, и она уже встает перед глазами.

Понятно, что и сам художник, которому, как только вышел этот номер, исполнилось 92 года, в представлении не нуждается. Один из столпов московского неофициального искусства, он широко известен в России и за рубежом. В рейтинге самых дорогих современных русских художников из ныне живущих он занимает теперь первую строчку, которая долгие годы оставалась за Ильей Кабаковым.

Популярности Булатова среди массовой аудитории, а не только среди искусствоведов, коллекционеров и вообще ценителей совриска и завсегдатаев выставок наверняка послужило появление одной его работы на обложке журнала Vogue и другой — на конверте совместного альбома рэперов Басты и Смоки Мо.

Булатов Э. Эрик Булатов рассказывает. М.: Эксмо, 2025. 272 с., ил.
Булатов Э. Эрик Булатов рассказывает. М.: Эксмо, 2025. 272 с., ил.

Такую же службу сослужат и мемуары «Эрик Булатов рассказывает», выпущенные популярным издательством «Бомбора», дочкой «Эксмо», и стоящие, скорее, особняком от большинства бомборовских книг.

Эрик Булатов действительно все рассказал, а не написал. Когда в августе 2024 года он попал в больницу, его жена Наталья Годзина и друзья предложили ему вслух, под запись, повспоминать о том и о сем, чтобы скрасить время, с перспективой на выход книги. Журналист Татьяна Пинская, вхожая в семью художника и снявшая о нем два документальных фильма («Небосвод Эрика Булатова» и «Весна во Флоренции»), составила план — ему и следовали. Примечательно, что Булатов никак не правил получившиеся расшифровки, что говорит о его уверенности в своем слове и памяти.

Читается книга легко. Живая речь Булатова — ясная, без витиеватостей, как и его картины, — обрела форму лапидарного текста, разбитого на небольшие главы. Творческий путь мастера по-настоящему особенный. Чего только стоят поездки, совершенные им во время учебы в Суриковском институте, когда лучших студентов на ледоколе отправляли на север к чукчам или же оформляли как матросов для путешествия в Индию (Булатову с соучениками приходилось обстукивать обраставшую ракушками палубу)! И если ставить руку надо было в Суриковке, то мозги, главный рабочий инструмент современного художника — в ходе подпольного обучения. Наставниками здесь выступали знаменитые три «Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин, которые в стране победившего соцреализма презирались как художники-формалисты, а также искусствовед Михаил Алпатов, читавший избранным студентам на дому лекции о том, что в официальную учебную программу не входило.

Эрик Булатов. «Иду». 1975.  Фото: частное собрание
Эрик Булатов. «Иду». 1975.
Фото: частное собрание

События разных лет, которые припоминает Булатов, неожиданно и подчас контрастно рифмуются. Вот, совсем маленьким ребенком, он пытается проиллюстрировать эпизод из поэмы «Руслан и Людмила» — а вот уже работает в издательстве «Малыш» иллюстратором детских книг (самыми любимыми, по его признанию, стали «Золушка» и «Дикие лебеди»). Во время войны, школьником, он копирует уличные плакаты «Бей немцев» — а в зрелые работы включает язык советских лозунгов и запретительных табличек. Или, скажем, выставки. Дебютный для Булатова полулегальный показ работ в Курчатовском институте из-за внезапно нагрянувшей комиссии длится всего 45 минут (тут художника слегка подводит память: это было в 1965 году, а не в начале 1970-х, но проследить за этим следовало редактору), зато в 1988-м, первым из русских современников, он получает персональную выставку в парижском Центре Помпиду. И еще одно любопытное сопоставление. Студентом в поисках натуры для работы на пленэре художник набредает на табор цыган и по их просьбе расписывает брички, а спустя годы, уже живя за границей, оформляет на пару с Китом Харингом дирижабль, и тот поднимается в воздух с гигантской змеей на одном боку и словом «Перестройка» на другом.

Эрик Булатов. «Опасно». 1972–1973.  Фото: частное собрание
Эрик Булатов. «Опасно». 1972–1973.
Фото: частное собрание

Среди упомянутых в книге людей особую роль в жизни мемуариста сыграли художник Олег Васильев — ближайший друг и творческий союзник, поэт Всеволод Некрасов, чьи строки увековечены в ряде булатовских картин, жена Наташа и те самые три «Ф», открывшие ему глаза на природу картины. Отдельная глава, что довольно неожиданно, посвящена Марселю Дюшану и его творению «Дано: 1. Водопад, 2. Газовое освещение», которое было представлено публике лишь после смерти автора, до последнего уверявшего, что с искусством он завязал. «Дано» призывает зрителя посмотреть сквозь два отверстия в обветшалой деревянной двери, по ту сторону которой открывается вид на женщину с раскинутыми ногами в пейзаже. Булатов приходит к выводу, что эта работа, хотя и считается инсталляцией, является все же картиной, поскольку имеет материальную плоскость (обычно это холст, а тут — дверь) и внутреннее пространство. Он, таким образом, находит в Дюшане единомышленника, расширяющего границы картины. Сам Булатов сделал шаг в этом направлении, выстроив перед музеем Тейт Модерн в Лондоне замкнутый круг, образованный трехметровыми буквами, которые складываются в повторяющееся слово «Вперед». Эту работу он считает именно картиной, а почему — объясняется в книге.

Эрик Булатов. «Откуда я знаю куда». 2009. Фрагмент.  Фото: частное собрание
Эрик Булатов. «Откуда я знаю куда». 2009. Фрагмент.
Фото: частное собрание

Вообще, план, в соответствии с которым велись записи, предопределил смещение баланса между рассуждениями и воспоминаниями в сторону последних: книга задумывалась как доступная максимально широкому кругу читателей. Но вскоре переиздадут и теоретические тексты Эрика Булатова. Сборник готовит Сергей Попов, искусствовед и основатель галереи pop/off/art. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+