18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мемуары Эрика Булатова: живу, вижу, рассказываю

Эрик Булатов. «Все не так страшно». 2016.  Фото: архив художника
Эрик Булатов. «Все не так страшно». 2016.
Фото: архив художника
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Знаменитому художнику 5 сентября исполнилось 92. Ему есть что вспомнить, а читателю — о чем подумать. Слог его воспоминаний прост, но описанные им события из долгой творческой жизни складываются в мозаику, которая не лишена контрастных рифм

Вот идут облака, а перед ними громоздится лозунг «Слава КПСС». Или туда, за облака, устремляется слово «Иду». Или вот частица «Вот» вытягивается во весь рост на картине 2 на 2 м. Художественный язык Эрика Булатова узнаваем: можно очень сжато описать ту или иную работу, и она уже встает перед глазами.

Понятно, что и сам художник, которому, как только вышел этот номер, исполнилось 92 года, в представлении не нуждается. Один из столпов московского неофициального искусства, он широко известен в России и за рубежом. В рейтинге самых дорогих современных русских художников из ныне живущих он занимает теперь первую строчку, которая долгие годы оставалась за Ильей Кабаковым.

Популярности Булатова среди массовой аудитории, а не только среди искусствоведов, коллекционеров и вообще ценителей совриска и завсегдатаев выставок наверняка послужило появление одной его работы на обложке журнала Vogue и другой — на конверте совместного альбома рэперов Басты и Смоки Мо.

Булатов Э. Эрик Булатов рассказывает. М.: Эксмо, 2025. 272 с., ил.
Булатов Э. Эрик Булатов рассказывает. М.: Эксмо, 2025. 272 с., ил.

Такую же службу сослужат и мемуары «Эрик Булатов рассказывает», выпущенные популярным издательством «Бомбора», дочкой «Эксмо», и стоящие, скорее, особняком от большинства бомборовских книг.

Эрик Булатов действительно все рассказал, а не написал. Когда в августе 2024 года он попал в больницу, его жена Наталья Годзина и друзья предложили ему вслух, под запись, повспоминать о том и о сем, чтобы скрасить время, с перспективой на выход книги. Журналист Татьяна Пинская, вхожая в семью художника и снявшая о нем два документальных фильма («Небосвод Эрика Булатова» и «Весна во Флоренции»), составила план — ему и следовали. Примечательно, что Булатов никак не правил получившиеся расшифровки, что говорит о его уверенности в своем слове и памяти.

Читается книга легко. Живая речь Булатова — ясная, без витиеватостей, как и его картины, — обрела форму лапидарного текста, разбитого на небольшие главы. Творческий путь мастера по-настоящему особенный. Чего только стоят поездки, совершенные им во время учебы в Суриковском институте, когда лучших студентов на ледоколе отправляли на север к чукчам или же оформляли как матросов для путешествия в Индию (Булатову с соучениками приходилось обстукивать обраставшую ракушками палубу)! И если ставить руку надо было в Суриковке, то мозги, главный рабочий инструмент современного художника — в ходе подпольного обучения. Наставниками здесь выступали знаменитые три «Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин, которые в стране победившего соцреализма презирались как художники-формалисты, а также искусствовед Михаил Алпатов, читавший избранным студентам на дому лекции о том, что в официальную учебную программу не входило.

Эрик Булатов. «Иду». 1975.  Фото: частное собрание
Эрик Булатов. «Иду». 1975.
Фото: частное собрание

События разных лет, которые припоминает Булатов, неожиданно и подчас контрастно рифмуются. Вот, совсем маленьким ребенком, он пытается проиллюстрировать эпизод из поэмы «Руслан и Людмила» — а вот уже работает в издательстве «Малыш» иллюстратором детских книг (самыми любимыми, по его признанию, стали «Золушка» и «Дикие лебеди»). Во время войны, школьником, он копирует уличные плакаты «Бей немцев» — а в зрелые работы включает язык советских лозунгов и запретительных табличек. Или, скажем, выставки. Дебютный для Булатова полулегальный показ работ в Курчатовском институте из-за внезапно нагрянувшей комиссии длится всего 45 минут (тут художника слегка подводит память: это было в 1965 году, а не в начале 1970-х, но проследить за этим следовало редактору), зато в 1988-м, первым из русских современников, он получает персональную выставку в парижском Центре Помпиду. И еще одно любопытное сопоставление. Студентом в поисках натуры для работы на пленэре художник набредает на табор цыган и по их просьбе расписывает брички, а спустя годы, уже живя за границей, оформляет на пару с Китом Харингом дирижабль, и тот поднимается в воздух с гигантской змеей на одном боку и словом «Перестройка» на другом.

Эрик Булатов. «Опасно». 1972–1973.  Фото: частное собрание
Эрик Булатов. «Опасно». 1972–1973.
Фото: частное собрание

Среди упомянутых в книге людей особую роль в жизни мемуариста сыграли художник Олег Васильев — ближайший друг и творческий союзник, поэт Всеволод Некрасов, чьи строки увековечены в ряде булатовских картин, жена Наташа и те самые три «Ф», открывшие ему глаза на природу картины. Отдельная глава, что довольно неожиданно, посвящена Марселю Дюшану и его творению «Дано: 1. Водопад, 2. Газовое освещение», которое было представлено публике лишь после смерти автора, до последнего уверявшего, что с искусством он завязал. «Дано» призывает зрителя посмотреть сквозь два отверстия в обветшалой деревянной двери, по ту сторону которой открывается вид на женщину с раскинутыми ногами в пейзаже. Булатов приходит к выводу, что эта работа, хотя и считается инсталляцией, является все же картиной, поскольку имеет материальную плоскость (обычно это холст, а тут — дверь) и внутреннее пространство. Он, таким образом, находит в Дюшане единомышленника, расширяющего границы картины. Сам Булатов сделал шаг в этом направлении, выстроив перед музеем Тейт Модерн в Лондоне замкнутый круг, образованный трехметровыми буквами, которые складываются в повторяющееся слово «Вперед». Эту работу он считает именно картиной, а почему — объясняется в книге.

Эрик Булатов. «Откуда я знаю куда». 2009. Фрагмент.  Фото: частное собрание
Эрик Булатов. «Откуда я знаю куда». 2009. Фрагмент.
Фото: частное собрание

Вообще, план, в соответствии с которым велись записи, предопределил смещение баланса между рассуждениями и воспоминаниями в сторону последних: книга задумывалась как доступная максимально широкому кругу читателей. Но вскоре переиздадут и теоретические тексты Эрика Булатова. Сборник готовит Сергей Попов, искусствовед и основатель галереи pop/off/art. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+