18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса

Вид из окна. «Танжер» (1912, фрагмент) — часть Марокканского триптиха, написанного Анри Матиссом по заказу коллекционера Ивана Морозова.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вид из окна. «Танжер» (1912, фрагмент) — часть Марокканского триптиха, написанного Анри Матиссом по заказу коллекционера Ивана Морозова.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было

Когда зимой 1912 года Анри Матисс (1869–1954) отправился в Марокко, он переживал трудные времена. «Это был переломный для него момент, — пишет Джефф Кёлер, автор книги «Матисс в Марокко: путешествие к свету и цвету». — В свои 42 года он находился в середине карьеры, но еще не достиг прочного успеха. Матисс лишился роли лидера нового искусства после того, как в 1905 году буквально ворвался с фовистами на арт-сцену. Он потерял симпатии покровителей и поддержку критиков. Художнику нужно было работать, и работать хорошо. Фактически поддавшись капризу, он отправился в Танжер с его роскошным светом». Это решение можно объяснить несколькими причинами, в частности заказами русских коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Кёлер подробно рассказывает о влиянии, которое страна оказала на художника во время его двух путешествий туда: с января по апрель 1912 года и с октября 1912-го по февраль 1913-го. Оба раза Матисс останавливался в гостинице Grand Hotel Villa de France и создал более двух десятков картин, несмотря на «дождь, бессонницу, депрессию и трудности с поиском моделей», как пишет автор книги.

Jeff Koehler. Matisse in Morocco: A Journey of Light and Colour. Pegasus Books. 336 c. $32. На английском языке
Jeff Koehler. Matisse in Morocco: A Journey of Light and Colour. Pegasus Books. 336 c. $32. На английском языке

Главной локацией для художника стало поместье «Вилла Брукс», принадлежавшее богатому англичанину: Матиссу позволили работать в его садах. «Почти шесть недель он упорно трудился над картиной „Марокканский пейзаж“ („Акант“), а потом быстро написал еще две вещи — полный изгибов „Марокканский сад“ и ослепительную „Пальму“, — продолжает Кёлер. — По сравнению с его более ранними пейзажами в духе фовизма, которые будто кричали навязчивым пульсирующим криком, эти картины с их яркой, чувственной цветовой гаммой излучали восторг».

Желание покинуть Париж и избавиться от доминирования кубизма и Пабло Пикассо, чтобы найти собственный дальнейший путь, было еще одним сильным стимулом к тому, чтобы скрыться в Марокко, считает Кёлер. «В Танжере он мог спокойно медитировать, размышляя о тех влияниях, которые стал здесь ощущать, включая исламское искусство. Хотя интерес к последнему развивался у Матисса уже десяток лет, и он был подготовлен к посещению Марокко, где это искусство естественным образом вплеталось в повседневную жизнь — в виде ковров, изразцов и резных деревянных потолков».

Вид из окна. «Вход в касбу» (1912, фрагмент) — часть Марокканского триптиха, написанного Анри Матиссом по заказу коллекционера Ивана Морозова.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вид из окна. «Вход в касбу» (1912, фрагмент) — часть Марокканского триптиха, написанного Анри Матиссом по заказу коллекционера Ивана Морозова.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Во время второй поездки художник продолжил начатое. «Кульминацией стала работа „Марокканское кафе“ — мерцающее плоское изображение, которое погружает зрителя в спокойные, дремотные раздумья, — пишет исследователь. — Неземной голубой цвет, в котором тонут шесть фигур, будто исходит откуда-то, что находится по другую сторону реальности. Матисс предъявил здесь все, на что был способен. Закончив картину, он заказал билеты обратно во Францию».

Одним из главных персонажей, обеспечивших успех обеих поездок Матисса, стала Зора — позировавшая художнику молодая марокканка. В то время найти в Марокко натурщицу было почти невозможно из-за культурных табу. По мнению автора книги, Матиссу очень повезло, что она согласилась ему позировать, а написанный в результате портрет «Зора в желтом» стал лучшим за всю поездку. «Удивительно, что он изображает Зору, которая на самом деле была проституткой и позировала между визитами клиентов, так, что это напоминает святой образ — с оттенком чувственности, но, конечно, не сексуальности, — продолжает Кёлер. — Она кажется более ранним, девственным воплощением тех одалисок, которых Матисс писал в Ницце в 1920-е годы».

Анри Матисс. «Сидящий марокканец». 1913.  Фото: The Barnes Foundation
Анри Матисс. «Сидящий марокканец». 1913.
Фото: The Barnes Foundation

При создании книги Кёлер использовал ряд важных источников, в том числе переписку Матисса с художницей Жоржеттой Агютт, которая приобрела одну из его марокканских картин, «Вид на бухту Танжера», и заказала еще одну, «Маленькую мулатку». «Я провел много времени за чтением путеводителей того времени и рассказов других путешественников, а также за просмотром микрофильмов с копиями местной газеты и писем от таких людей, как австралийская художница Хильда Николас, жившая в одном отеле с Матиссом в период, который почти совпал с его первым приездом», — добавляет Кёлер.

Он надеется, что исследователи найдут в его книге много новых подробностей, но подчеркивает, что хотел заинтересовать и широкий круг читателей. «По сути, это действительно хорошая история о любимом художнике, который, переживая глубокий кризис, отправляется в Марокко, чтобы попытаться найти свой дальнейший путь, но сталкивается со множеством препятствий». 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+