У ретроспективы в петербургском Манеже, устроенной по случаю трехлетия Центра визуальной культуры Béton, головокружительный масштаб. От входа просматривается пространство с уходящими за горизонт сотнями снимков. Каждая из частей выставки, рассказывающей о двух веках развития фотографии, могла бы потянуть на отдельный проект, будь то пикториализм начала ХХ века или послевоенная фотография 1946–1990 годов.
Экспозиция выстроена в хронологическом порядке — с середины XIX века до настоящего времени. Есть также аллюзия к «двум берегам у одной реки», которые символизируют Москву, место постоянной прописки ЦВК Béton, и Санкт-Петербург, куда привезли 600 авторских снимков, напечатанных либо самим фотографом, либо под его строгим надзором, и это принцип, по которому в собрание центра попадают новые экземпляры.
Точка отсчета — в символическом ларце, куда поместили сокровища — призрачные, с едва различимым изображением дагеротипы, в том числе подаренные Николаю I самим Луи Дагером, запатентовавшим эту технологию в 1839-м (и это единственный экспонат не из собрания ЦВК Béton).
Снаружи выставлены альбуминовые отпечатки: нежные, раскрашенные акварелью, с видами Москвы из альбома Souvenir de Moscou с одной стороны и родного, сепиевого, оттенка с видами Петербурга с другой (этот же прием с разделением на города продолжится позже в разделе нонконформизма).
Снимков с семейной или географической тематикой тут предостаточно — рассматривать можно долго. Упомянем выполненный Сергеем Левицким портрет 28-летнего Льва Толстого в усах, но еще без знаменитой бороды (1856) и пример первого фотомонтажа — снимок семьи Александра II (1867) авторства Александра Эйхова, для которого более 20 человек были сняты отдельно. Если не знать этот нюанс, ни за что не догадаться.
После размеренного пролога закручивается, как в вихре, множество лиц, панорам и событий, запечатленных в актуальных для своего времени техниках.
Не успел Николай Свищов-Паола в начале ХХ века поэкспериментировать с пикториализмом (фото, будь как живопись!), как уже авангардисты 1920–1930-х во главе с Александром Родченко спешат создавать визуальный язык новой страны. Ее символом можно назначить улыбающуюся девушку с фото «Молодость» (1932) Ивана Шагина. За образ СССР отвечают фото строек, как «Строительство ГЭС» (1970-е) Всеволода Тарасевича и «Москва. Новостройка» (1963) Вениамина Файнзильберга, кадры освоения космоса и целины — «Золотые руки» (1970-е) Леонида Лазарева и «Утро на целине» (1958) Анатолия Скурихина, а также снимки с разнообразных производств.
Кое-что здесь хорошо знакомо, как, например, «Знамя Победы над Рейхстагом» (1945) Евгения Халдея или же «Главные часы государства» (1964) Дмитрия Бальтерманца. Но есть и почти не представленные в публичном пространстве авторы. Например, более известный как писатель Илья Ильф со своей «Смычкой Турксиба» (1930).
Диагонали белоснежных стендов с монохромными фото бодро отбивают такт десятилетий, и вот соцреализм и андерграунд, как и весь значимый для развития фотографии ХХ век, остаются позади и открывается новая мощная глава, связанная с современным искусством. Его интервенция ожидаемо начинается еще на первом, «историческом», этаже в разделах ленинградского (в частности, с работами «новых академиков» во главе с Тимуром Новиковым) и московского нонконформизма (тут, например, представлен Борис Орлов с серией «Автопортрет в имперском стиле» 1995 года).
Но буквально в отрыв тема сontemporary art уходит на верхнем этаже, где взрывными цветами манифестируют новую эпоху созданные с помощью искусственного интеллекта огромные (один только «Последний день Гелиоса» (2024) 2 на 3 м!) работы арт-группы «ГрОМ».
Ее участники Ольга Мичи и Алексей Логинов являются и основателями ЦВК Béton, и кураторами выставки. Здесь же фотосерия Владислава Мамышева-Монро с выдуманными похождениями Любови Орловой, похожие на экзотические цветы «Шапки» Ольги Чернышевой, коллажи из серии «Паган» Игоря Макаревича и Елены Елагиной и провидческий «Исламский проект» арт-группы AES + F.
Кураторский жест, выводящий историческую часть выставки к современному искусству, оставляет ее с открытым финалом и провоцирует мысли о том, может ли нейросеть соперничать с человеком в части визуального результата генерации идей и что вообще такое фотография сегодня, когда на ее создание может быть потрачено два касания на экране смартфона.
Центральный выставочный зал «Манеж»
«Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта. Фотография 1840–2020 из собрания ЦВК Béton»
До 5 октября