Выставка «Если бы стены стали водой» — первая в России посвященная Лине Бо Барди (1914–1992), выдающемуся латиноамериканскому архитектору итальянского происхождения: 46 из 78 прожитых ею лет она провела в Бразилии, где реализовала свои главные архитектурные проекты.
Еще несколько десятилетий назад ее имя было известно лишь специалистам по латиноамериканской архитектуре. Но череда международных выставок и публикаций превратила ее в мировую знаменитость. В 2021 году, спустя почти 30 лет после смерти, Бо Барди была удостоена «Золотого льва» XVII Венецианской архитектурной биеннале.
Нынешнюю актуальность Лины Бо Барди можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, ее подход к архитектуре был глубоко социальным: она проектировала общественные пространства в первую очередь для малообеспеченных слоев населения и при небольших бюджетах делала первоклассные вещи. Во-вторых, она была гением реновации промышленных зон, умела превращать индустриальные «заброшки» в многофункциональные культурные институции. В-третьих, она кардинально переосмыслила музейную архитектуру — как внешний облик зданий, так и экспозиционный дизайн. Наконец, в-четвертых, ее творческое наследие — это уникальное сочетание европейского модернизма с локальным бразильским контекстом, сплав западных подходов с материалами и практиками «глобального Юга».
Лина Бо Барди родилась в 1914 году в Риме. Архитектурное образование получила в Римском университете «Ла Сапиенца». В годы Второй мировой войны работала замом главного редактора журнала Domus, по заданию редакции ездила по стране инспектировать разрушенные города. В этот период сформировалось ее левое мировоззрение. В 1946 году Лина вышла замуж за искусствоведа Пьетро Марию Барди (1900–1999), и в том же году супруги эмигрировали в Бразилию.
На новой родине она вступила в Институт бразильских архитекторов (IAB), стала преподавать в Университете Сан-Паулу, они с мужем запустили журнал Habitat (1950–1965). Лина Бо Барди реализовала около 20 проектов, что для архитектора-женщины в то время было большой удачей.
Выставка в «ГЭС-2» состоит из двух частей: огромной архитектурной инсталляции, занявшей центральный неф — Проспект, и «Архива», которому отвели галерею С6 на втором этаже.
На Проспекте, в главном пространстве, реконструкция ярких идей архитектора, осуществленная в Москве в том числе силами студентов художественных вузов. Например, лес из расписных пятиметровых мачт похож на тот, что Бо Барди строила для IV Биеннале современного искусства в Сан-Паулу (1957).
Ручей из гальки — отсылка к водному каналу внутри культурного центра SESC Pompéia в Сан-Паулу, который по проекту Бо Барди сделали на месте старой фабрики и который сегодня признан одним из ключевых произведений послевоенной архитектуры Бразилии.
В разделе «Архив» представлены эскизы, чертежи, фотографии, комментарии к четырем важным проектам. Во-первых, это Стеклянный дом (1951) в Сан-Паулу — собственная резиденция супругов Барди, ставшая манифестом бразильского модернизма, примером дружбы пуристских архитектурных форм и тропической природы. Во-вторых, Музей искусства Сан-Паулу (MASP) (1968). Основной объем музея поднят на 8 м над землей и поставлен на гигантские опоры-пилоны таким образом, что под ним, на уровне земли, функционирует оживленная городская площадь. Третий важный проект — культурный центр SESC Pompéia (1977–1986) в Сан-Паулу — с театрами, спортивными и выставочными залами. Наконец, четвертый — театр «Офисина» (1984–1991), в котором не было разграничения на зрительный зал и сцену.
Дополнительно организаторы оформили прилегающую территорию. У входа в «ГЭС-2» разбит «Палисадник» — сад с бразильскими растениями, а на ступенях набережной размещены разноцветные сиденья.
Экспозиция в «ГЭС-2» — это не классическая ретроспектива, а попытка показать сам метод Лины Бо Барди. Европейский интеллектуал, она приехала в Бразилию и сумела увидеть ценность в том, что долго считалось второстепенным.
Дом культуры «ГЭС-2»
«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
До 15 октября