18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Лина Бо Барди: архитектура как средство коммуникации

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

В «ГЭС-2» открылась выставка, посвященная творчеству архитектора, для которой процесс проектирования был направляем социальной ответственностью: о Лине Бо Барди часто писали, что она ставит человека перед зданием

Выставка «Если бы стены стали водой» — первая в России посвященная Лине Бо Барди (1914–1992), выдающемуся латиноамериканскому архитектору итальянского происхождения: 46 из 78 прожитых ею лет она провела в Бразилии, где реализовала свои главные архитектурные проекты.

Еще несколько десятилетий назад ее имя было известно лишь специалистам по латиноамериканской архитектуре. Но череда международных выставок и публикаций превратила ее в мировую знаменитость. В 2021 году, спустя почти 30 лет после смерти, Бо Барди была удостоена «Золотого льва» XVII Венецианской архитектурной биеннале.

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Нынешнюю актуальность Лины Бо Барди можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, ее подход к архитектуре был глубоко социальным: она проектировала общественные пространства в первую очередь для малообеспеченных слоев населения и при небольших бюджетах делала первоклассные вещи. Во-вторых, она была гением реновации промышленных зон, умела превращать индустриальные «заброшки» в многофункциональные культурные институции. В-третьих, она кардинально переосмыслила музейную архитектуру — как внешний облик зданий, так и экспозиционный дизайн. Наконец, в-четвертых, ее творческое наследие — это уникальное сочетание европейского модернизма с локальным бразильским контекстом, сплав западных подходов с материалами и практиками «глобального Юга».

Лина Бо Барди родилась в 1914 году в Риме. Архитектурное образование получила в Римском университете «Ла Сапиенца». В годы Второй мировой войны работала замом главного редактора журнала Domus, по заданию редакции ездила по стране инспектировать разрушенные города. В этот период сформировалось ее левое мировоззрение. В 1946 году Лина вышла замуж за искусствоведа Пьетро Марию Барди (1900–1999), и в том же году супруги эмигрировали в Бразилию.

На новой родине она вступила в Институт бразильских архитекторов (IAB), стала преподавать в Университете Сан-Паулу, они с мужем запустили журнал Habitat (1950–1965). Лина Бо Барди реализовала около 20 проектов, что для архитектора-женщины в то время было большой удачей.

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Выставка в «ГЭС-2» состоит из двух частей: огромной архитектурной инсталляции, занявшей центральный неф — Проспект, и «Архива», которому отвели галерею С6 на втором этаже.

На Проспекте, в главном пространстве, реконструкция ярких идей архитектора, осуществленная в Москве в том числе силами студентов художественных вузов. Например, лес из расписных пятиметровых мачт похож на тот, что Бо Барди строила для IV Биеннале современного искусства в Сан-Паулу (1957).

Ручей из гальки — отсылка к водному каналу внутри культурного центра SESC Pompéia в Сан-Паулу, который по проекту Бо Барди сделали на месте старой фабрики и который сегодня признан одним из ключевых произведений послевоенной архитектуры Бразилии.

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В разделе «Архив» представлены эскизы, чертежи, фотографии, комментарии к четырем важным проектам. Во-первых, это Стеклянный дом (1951) в Сан-Паулу — собственная резиденция супругов Барди, ставшая манифестом бразильского модернизма, примером дружбы пуристских архитектурных форм и тропической природы. Во-вторых, Музей искусства Сан-Паулу (MASP) (1968). Основной объем музея поднят на 8 м над землей и поставлен на гигантские опоры-пилоны таким образом, что под ним, на уровне земли, функционирует оживленная городская площадь. Третий важный проект — культурный центр SESC Pompéia (1977–1986) в Сан-Паулу — с театрами, спортивными и выставочными залами. Наконец, четвертый — театр «Офисина» (1984–1991), в котором не было разграничения на зрительный зал и сцену.

Дополнительно организаторы оформили прилегающую территорию. У входа в «ГЭС-2» разбит «Палисадник» — сад с бразильскими растениями, а на ступенях набережной размещены разноцветные сиденья.

Экспозиция в «ГЭС-2» — это не классическая ретроспектива, а попытка показать сам метод Лины Бо Барди. Европейский интеллектуал, она приехала в Бразилию и сумела увидеть ценность в том, что долго считалось второстепенным.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
До 15 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+