18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лина Бо Барди: архитектура как средство коммуникации

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

В «ГЭС-2» открылась выставка, посвященная творчеству архитектора, для которой процесс проектирования был направляем социальной ответственностью: о Лине Бо Барди часто писали, что она ставит человека перед зданием

Выставка «Если бы стены стали водой» — первая в России посвященная Лине Бо Барди (1914–1992), выдающемуся латиноамериканскому архитектору итальянского происхождения: 46 из 78 прожитых ею лет она провела в Бразилии, где реализовала свои главные архитектурные проекты.

Еще несколько десятилетий назад ее имя было известно лишь специалистам по латиноамериканской архитектуре. Но череда международных выставок и публикаций превратила ее в мировую знаменитость. В 2021 году, спустя почти 30 лет после смерти, Бо Барди была удостоена «Золотого льва» XVII Венецианской архитектурной биеннале.

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Нынешнюю актуальность Лины Бо Барди можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, ее подход к архитектуре был глубоко социальным: она проектировала общественные пространства в первую очередь для малообеспеченных слоев населения и при небольших бюджетах делала первоклассные вещи. Во-вторых, она была гением реновации промышленных зон, умела превращать индустриальные «заброшки» в многофункциональные культурные институции. В-третьих, она кардинально переосмыслила музейную архитектуру — как внешний облик зданий, так и экспозиционный дизайн. Наконец, в-четвертых, ее творческое наследие — это уникальное сочетание европейского модернизма с локальным бразильским контекстом, сплав западных подходов с материалами и практиками «глобального Юга».

Лина Бо Барди родилась в 1914 году в Риме. Архитектурное образование получила в Римском университете «Ла Сапиенца». В годы Второй мировой войны работала замом главного редактора журнала Domus, по заданию редакции ездила по стране инспектировать разрушенные города. В этот период сформировалось ее левое мировоззрение. В 1946 году Лина вышла замуж за искусствоведа Пьетро Марию Барди (1900–1999), и в том же году супруги эмигрировали в Бразилию.

На новой родине она вступила в Институт бразильских архитекторов (IAB), стала преподавать в Университете Сан-Паулу, они с мужем запустили журнал Habitat (1950–1965). Лина Бо Барди реализовала около 20 проектов, что для архитектора-женщины в то время было большой удачей.

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Выставка в «ГЭС-2» состоит из двух частей: огромной архитектурной инсталляции, занявшей центральный неф — Проспект, и «Архива», которому отвели галерею С6 на втором этаже.

На Проспекте, в главном пространстве, реконструкция ярких идей архитектора, осуществленная в Москве в том числе силами студентов художественных вузов. Например, лес из расписных пятиметровых мачт похож на тот, что Бо Барди строила для IV Биеннале современного искусства в Сан-Паулу (1957).

Ручей из гальки — отсылка к водному каналу внутри культурного центра SESC Pompéia в Сан-Паулу, который по проекту Бо Барди сделали на месте старой фабрики и который сегодня признан одним из ключевых произведений послевоенной архитектуры Бразилии.

Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» в «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В разделе «Архив» представлены эскизы, чертежи, фотографии, комментарии к четырем важным проектам. Во-первых, это Стеклянный дом (1951) в Сан-Паулу — собственная резиденция супругов Барди, ставшая манифестом бразильского модернизма, примером дружбы пуристских архитектурных форм и тропической природы. Во-вторых, Музей искусства Сан-Паулу (MASP) (1968). Основной объем музея поднят на 8 м над землей и поставлен на гигантские опоры-пилоны таким образом, что под ним, на уровне земли, функционирует оживленная городская площадь. Третий важный проект — культурный центр SESC Pompéia (1977–1986) в Сан-Паулу — с театрами, спортивными и выставочными залами. Наконец, четвертый — театр «Офисина» (1984–1991), в котором не было разграничения на зрительный зал и сцену.

Дополнительно организаторы оформили прилегающую территорию. У входа в «ГЭС-2» разбит «Палисадник» — сад с бразильскими растениями, а на ступенях набережной размещены разноцветные сиденья.

Экспозиция в «ГЭС-2» — это не классическая ретроспектива, а попытка показать сам метод Лины Бо Барди. Европейский интеллектуал, она приехала в Бразилию и сумела увидеть ценность в том, что долго считалось второстепенным.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
До 15 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+