18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Артем Силкин: «Надеемся не потерять свияжский культурный ландшафт»

Директор Государственного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.  Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Директор Государственного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Директор музея-заповедника рассказал о всплеске популярности «Острова-града Свияжска», Успенский собор и монастырь которого в 2017 году были признаны объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы поговорили с Артемом Силкиным об истории и сегодняшних реалиях этого места

Удивительно, что древний Свияжск стал музеем только в 2010 году. Каков был путь создания заповедника?

Свияжск воспринимался как важный культурный ландшафт уже в конце XIX — начале XX века. Первая реставрация фресок Успенского собора осуществлена в 1880-е годы. Настоятель монастыря написал письмо в Святейший синод с просьбой «исправить изображения», как он сформулировал. Они действительно не были каноническими на конец XIX века, поскольку отражали религиозно-философские взгляды середины XVI века. Из синода пришло предписание ничего не исправлять — вместо этого прислали реставраторов, которые деликатно поновили существовавшие тонировки.

Досье
Артем Силкин

Директор Государственного музея-заповедника «Остров-град Свияжск»

1993, 1999, 2000 окончил Казанский государственный университет по специальностям «биохимия», «маркетинг», «юриспруденция»

2002 заместитель начальника управления ГУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Министерства транспорта Российской Федерации» по правовым вопросам

2004 куратор галереи «Аврора 1991» (Казань)

2009 глава Свияжского сельского поселения Зеленодольского района Республики Татарстан

С 2010 директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»

2024 магистрант кафедры реставрации объектов культурного наследия Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Еще…

В 1920-е искусствовед Петр Дульский высказывал идею о необходимости создания на базе Свияжска музейного городка. Но в начале 1930-х Свияжск был лишен статуса города и стал территорией ГУЛАГа — до 1953 года. А в 1956-м пришло новое испытание: уровень воды в Волге поднялся на 12 м. Раньше Свияжск превращался в остров с апреля по июнь, когда река разливалась. Из-за строительства Куйбышевской ГЭС город отрезало от большой земли — это привело к деградации социально-экономической жизни. Но Свияжском интересовались. В 1980-е на острове был создан филиал Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. И еще в 1979 году был разработан проект создания музея-заповедника. Там высокое качество подготовки архивных материалов, мы ими до сих пор пользуемся.

Остров-град Свияжск.  Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Остров-град Свияжск.
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

В 2010-м первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев ушел с поста и объявил, что будет заниматься возрождением двух культурно-исторических, религиозных центров — Свияжска и древнего города Болгар. Тогда был создан Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Начали с того, что проложили сети: газ, электричество, канализацию, водопровод. Потом приступили к реставрации объектов. Инфраструктуру поселка доделывали до 2017 года, как и музейную. В том числе произошло переселение 86 семей из монастырских келий, для них специально построили жилье на острове. Теперь музей-заповедник — градообразующее предприятие: большинство жителей работают в музее. Нет разделения на «они» и «мы».

Какова была судьба монастырей на острове?

Женский Иоанно-Предтеченский монастырь был совхозом НКВД, потом там сделали коммунальные квартиры. Территория Успенского монастыря была сначала трудовой колонией, а с середины 1950-х — психиатрической клиникой, существовавшей до недавнего времени. Сейчас монастыри возрождены, все православные объекты — в пользовании РПЦ. Музей существует на светских территориях. Для него отреставрировали помещения, в основном XIX века, в которых разместились экспозиции. В 2017 году, после пятилетней подготовительной работы, Успенский собор и монастырь были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом управляющая организация с точки зрения ЮНЕСКО — музей-заповедник, хотя территория передана в управление РПЦ; отношения у нас союзнические. Есть рекомендация ЮНЕСКО по ограничению антропогенной нагрузки на Успенский собор с уникальными фресками. Мы регулируем количество посетителей совместно с монастырем по договору.

Успенский монастырь. Свияжск. Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Успенский монастырь. Свияжск.
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

К вам приезжает почти 2 млн человек еже­год­но. В прошлом году Свияжск обогнал по посещаемости многие столичные институции, заняв 10-е место в рейтинге самых популяр­ных музеев страны. Как вы разводите потоки?

Лавинообразный всплеск интереса к памятникам после включения в список объектов всемирного наследия происходит всегда и везде. Проблема буферизации туристических потоков и разгрузки основного объекта изначально решалась путем создания рассредоточенного музея-заповедника, где есть экспозиции разной тематики. У нас есть музей Гражданской войны, музей истории Свияжска, музей, посвященный местному художественному сообществу, галерея.

В 2020 году открыли Музей археологии дерева, созданный на месте раскопок. В том же году он получил одну из премий Международной музейной академии как лучший музей Европы. Для мира он уникален, подобный есть только в Азии. Это один из наших самых посещаемых музеев. Когда-то там был жилой квартал Свияжска, построенный по приказу Ивана Грозного. Свияжск был срублен за 800 км от места его строительства, в Угличском уезде, сплавлен по Волге и собран как конструктор здесь за четыре недели. В археологическом музее это, однако, не нижний культурный слой, есть более ранние находки.

Экспозиция Музея археологии дерева.  Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Экспозиция Музея археологии дерева.
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Основной наплыв туристов — летом?

Мы зависим не от сезона, а от общероссийских каникул. В январе посещаемость такая же, как в июне. Есть инфраструктура, кафе; музеи работают без выходных. При включении Свияжска в список всемирного наследия прописали, что необходимо развивать туристический сервис в буферной зоне, а не в самом Свияжске, чтобы сохранить дух места. Остров-град — это 64 га, а буфер — 1 тыс. га на другом берегу реки. Там тоже действуют ограничения на высоту построек и их формы. Но 2 млн туристов в год — все равно огромное давление на территорию. Переэксплуатация приводит к быстрой «смерти» достопримечательных мест.

Ботик Павла Первого и Дом гончара. Свияжск Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Ботик Павла Первого и Дом гончара. Свияжск
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Сейчас тренд на ленд-арт и на арт-резиден­ции. Сотрудничаете с современными художниками?

Мы на стыке традиций и современного искусства. Каждый год у нас проходит «Свияжская артель», где режиссеры ставят сайт-специфичные спектакли о нашей реальности или истории. Кроме того, действует мастерская печатной графики, есть два офортных станка. Приезжают художники, живут неделю в музейной гостинице, работают, часть произведений оставляют музею, часть забирают. Резидентский формат существует больше десяти лет. Есть керамическая мастерская. Благодаря сотрудничеству с Институтом археологии РАН построили действующую модель печи XVII века для обжига изразцов, найденной при раскопках в Новом Иерусалиме. Есть дровяной обжиг, который привлекает художников-керамистов. Есть стеклодувная мастерская. Этот проект изначально был связан с рециклингом бутылок, собранных после туристов. Еще сотрудничаем с казанской галереей «Смена»: у нас проходит школа документальной анимации. Примем участие в ближайшей Красноярской биеннале, потом интегрируем наш проект в музейное пространство как временную выставку.

Выставка «Евгений Голубцов: архив художника» в Выставочном зале Художественной галереи.  Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Выставка «Евгений Голубцов: архив художника» в Выставочном зале Художественной галереи.
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Недавно в Свияжске разбили монастырский сад. А где еще люди могут отдохнуть под открытым небом?

Когда музей задумывался, предполагалось, что к 2025-му у нас будет 50 тыс. посетителей в год. Сегодняшним реалиям это не отвечает. Мы поднимаем вопрос о необходимости разработки нового мастер-плана на территорию. Пока у нас есть монастырский сад, который не особенно вырос, и музейный «Сад размышлений», где мы, благодаря любезности коллег из «Ясной Поляны», высадили старинные сорта яблонь. Это один из наиболее фотографируемых музейных объектов.

У жителей Казани была традиция весной ездить на остров слушать свияжских соловьев. Мы высадили садик, назвали его Соловьиная роща, проконсультировались с орнитологами, какую растительность сажать, чтобы соловьям было комфортно.

Музей гражданской войны. Свияжск.  Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Музей гражданской войны. Свияжск.
Фото: Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Еще у нас есть советский деревянный дебаркадер 1969 года. Мы с помощью фестиваля «Том Сойер Фест» его немного привели в порядок. Дебаркадер используется как лекторий, где рассказывают про речную жизнь; мы хотим превратить его в музей реки. Там будет экспозиция о людях, о речных профессиях, отдыхе на реке, о судах местных линий, о жизни на дебаркадерах.

Какие чаяния? Долгосрочные и краткосроч­ные планы?

Надеемся не потерять свияжский культурный ландшафт. Основная задача — просвещение всех заинтересованных сторон, начиная от местного сообщества, бизнеса, администраторов. Надеюсь, что хотя бы в какой-то мере удастся сохранить тот Свияжск, который ценят, любят и знают. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+