Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов». За плечами художника — организация сквота «Заповедник искусств на Петровском бульваре» и отвязных дефиле в духе «арт + фешен», но делом жизни для него стало собирание коллекции винтажной одежды и разных удивительных вещиц, которые он находил на блошиных рынках, по помойкам и в заброшенных домах. Кому-то вся эта «мода из комода» могла показаться просто барахлом, но Петлюра знал, что делает: из его находок была составлена не одна музейная выставка.
Новая выставка проходит хоть и не в музее, но в доме с более чем вековой историей на улице Луначарского, 9/7, в Тарусе. Некто Иванов — купец и коллежский асессор — возвел его в 1890-х годах. В советское время дом превратился в коммуналку, а в наше — оказался под угрозой сноса, но в итоге попал в руки дизайнера интерьеров Анастасии Монастыревой и предпринимателя Дмитрия Паршина — они его отреставрируют и сделают внутри гостевые номера. Пока же полуразваленное строение заполонили найденные в Тарусе черепа и баяны, кровати и велосипеды, старинные курительные трубки и бог знает что еще.
Ковры в этой тотальной инсталляции переползли повыше, на потолок, а по стенам заплясали как будто бы тени местных жителей, от которых остались одни прикиды (например, футболка с надписью «Михалыч 77», джинсовая мини-юбка и лаковые сапожки). Самого себя Петлюра объективировал в виде манекена в мундире, с лентой «Ветеран труда» и с нахлобученной на голову пластиковой короной. Но главный экспонат здесь — то самое зефирно-розовое платье, в котором любимая его модель пани Броня (пожилая жительница расселенного дома на Петровском бульваре, которую он взял под свое крыло) одержала победу в конкурсе «Альтернативная мисс Вселенная» — дело было в Лондоне в 1998 году.
За время работы выставки ее зачинщик несколько раз демонстрировал свои сокровища, выуживая их из старых чемоданов и сопровождая показы рассказами и шутками-прибаутками. В один день это были разные диковинные вешалки, в другой — трости, но особый зрительский восторг вызвали трусы, включая ослепляющие блеском пайеток стринги Валерия Леонтьева (когда-то они были украдены костюмершей прямо из гримерки народного артиста). Затем настал черед советских галстуков: и с узорами из олимпийских мишек, и украшенных искусными вышивками, и деревянных, и клеенчатых, и просто по-своему чудных и обаятельных.
Постсоветские 1990-е, в свою очередь, подарили миру беззастенчиво ширпотребные галстуки с изображением инструкции по их же завязыванию, а еще — в виде мужского полового органа или селедки. Всего не перечислишь, ведь это лишь малая часть из пятитысячной коллекции. Последняя тематическая встреча пройдет в ближайшую субботу, 23 августа, в 17 часов. Она будет посвящена «загадочному насекомому, которое любит вещи больше, чем человек» (но едва ли больше, чем сам Петлюра). Тогда же состоится аукцион-распродажа предметов, вошедших и не вошедших в экспозицию.
Но вернемся к теме исподнего. Дело в том, что Александр Петлюра совместно с брендом Papa’s Pants создал кутюрные семейники, которые годятся и для господ, и для дам. Первый тираж «Трусов Тарусы», который практически сразу разлетелся, был пошит из цветастых советских ситцев, спасенных из сгоревшего дома в деревне Романовка Тарусского района, — отрезы были обожжены по краям и пахли гарью. На подходе — новая коллекция, на которую были пущены винтажные ткани из петлюровских запасов.
Таруса, Луначарского, 9/7
«Я — исследователь человеческих отходов»
До 23 августа