18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На выставке в Тарусе соединились обаятельный ширпотреб и неформальное искусство

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Ольга Добролюбова
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Ольга Добролюбова

Художник и собиратель артефактов советской швейной промышленности Александр Петлюра открыл в Тарусе выставку «Я — исследователь человеческих отходов», продемонстрировал редкие галстуки и выпустил коллекцию кутюрных семейников

Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов». За плечами художника — организация сквота «Заповедник искусств на Петровском бульваре» и отвязных дефиле в духе «арт + фешен», но делом жизни для него стало собирание коллекции винтажной одежды и разных удивительных вещиц, которые он находил на блошиных рынках, по помойкам и в заброшенных домах. Кому-то вся эта «мода из комода» могла показаться просто барахлом, но Петлюра знал, что делает: из его находок была составлена не одна музейная выставка.

Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов». Фото: Ольга Добролюбова
Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов».
Фото: Ольга Добролюбова

Новая выставка проходит хоть и не в музее, но в доме с более чем вековой историей на улице Луначарского, 9/7, в Тарусе. Некто Иванов — купец и коллежский асессор — возвел его в 1890-х годах. В советское время дом превратился в коммуналку, а в наше — оказался под угрозой сноса, но в итоге попал в руки дизайнера интерьеров Анастасии Монастыревой и предпринимателя Дмитрия Паршина — они его отреставрируют и сделают внутри гостевые номера. Пока же полуразваленное строение заполонили найденные в Тарусе черепа и баяны, кровати и велосипеды, старинные курительные трубки и бог знает что еще.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Ольга Добролюбова
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Ольга Добролюбова

Ковры в этой тотальной инсталляции переползли повыше, на потолок, а по стенам заплясали как будто бы тени местных жителей, от которых остались одни прикиды (например, футболка с надписью «Михалыч 77», джинсовая мини-юбка и лаковые сапожки). Самого себя Петлюра объективировал в виде манекена в мундире, с лентой «Ветеран труда» и с нахлобученной на голову пластиковой короной. Но главный экспонат здесь — то самое зефирно-розовое платье, в котором любимая его модель пани Броня (пожилая жительница расселенного дома на Петровском бульваре, которую он взял под свое крыло) одержала победу в конкурсе «Альтернативная мисс Вселенная» — дело было в Лондоне в 1998 году.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Ольга Добролюбова
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Ольга Добролюбова

За время работы выставки ее зачинщик несколько раз демонстрировал свои сокровища, выуживая их из старых чемоданов и сопровождая показы рассказами и шутками-прибаутками. В один день это были разные диковинные вешалки, в другой — трости, но особый зрительский восторг вызвали трусы, включая ослепляющие блеском пайеток стринги Валерия Леонтьева (когда-то они были украдены костюмершей прямо из гримерки народного артиста). Затем настал черед советских галстуков: и с узорами из олимпийских мишек, и украшенных искусными вышивками, и деревянных, и клеенчатых, и просто по-своему чудных и обаятельных.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Алиса Рудакова-Кашуро
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Алиса Рудакова-Кашуро

Постсоветские 1990-е, в свою очередь, подарили миру беззастенчиво ширпотребные галстуки с изображением инструкции по их же завязыванию, а еще — в виде мужского полового органа или селедки. Всего не перечислишь, ведь это лишь малая часть из пятитысячной коллекции. Последняя тематическая встреча пройдет в ближайшую субботу, 23 августа, в 17 часов. Она будет посвящена «загадочному насекомому, которое любит вещи больше, чем человек» (но едва ли больше, чем сам Петлюра). Тогда же состоится аукцион-распродажа предметов, вошедших и не вошедших в экспозицию.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Надежда Бушуева
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Надежда Бушуева

Но вернемся к теме исподнего. Дело в том, что Александр Петлюра совместно с брендом Papa’s Pants создал кутюрные семейники, которые годятся и для господ, и для дам. Первый тираж «Трусов Тарусы», который практически сразу разлетелся, был пошит из цветастых советских ситцев, спасенных из сгоревшего дома в деревне Романовка Тарусского района, — отрезы были обожжены по краям и пахли гарью. На подходе — новая коллекция, на которую были пущены винтажные ткани из петлюровских запасов.

Таруса, Луначарского, 9/7
«Я — исследователь человеческих отходов»
До 23 августа

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+