18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роспись храма сверяют с фотографиями Карла Буллы

Отреставрированный фрагмент росписи в храме Богоявления.  Фото: Наталья Шкуренок
Отреставрированный фрагмент росписи в храме Богоявления.
Фото: Наталья Шкуренок
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

В церкви Богоявления на Гутуевском острове в Петербурге начался финальный этап многолетней реставрации интерьеров — прежде всего росписей на евангельские сюжеты, выполненных академиком Андреем Славцевым в конце 1890-х годов

Почти 25 лет продолжается сложная, многоэтапная реставрация храма Богоявления на Гутуевском острове — одного из самых интересных в Санкт-Петербурге. Сейчас специалисты приступили к завершающей фазе работ в интерьерах — воссозданию росписей.

Церковь Богоявления была заложена в первую годовщину спасения цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, во время его поездки на Дальний Восток. Когда в апреле 1891 года он проезжал через город Оцу в Японии, фанатик набросился на наследника русского престола и ранил его. Через год в Петербурге по проекту Василия Косякова началось строительство храма в память об этом событии. Весной 1899-го церковь освятили.

Церковь Богоявления была заложена в первую годовщину спасения цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, во время его поездки на Дальний Восток. Фото: Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы
Церковь Богоявления была заложена в первую годовщину спасения цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, во время его поездки на Дальний Восток.
Фото: Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы

Снаружи фасады здания в неорусском стиле облицованы красным кирпичом, украшены изразцами, мозаичными орнаментами и иконами. Внутри стены полностью покрыты росписью, это евангельские сюжеты и изображения святых. Композиции авторства академика Андрея Славцева выполнены маслом по штукатурке в реалистической манере, близкой к академической. Творчество Славцева знакомо исследователям только по этой росписи. Известно, что он специально ездил в Палестину писать с натуры пейзажи для росписи в храме. Иконы в киотах и барабане написаны Андреем Постниковым, тоже выпускником Академии художеств.

В 1935 году церковь закрыли. До войны в ней размещались склады, мыловаренный завод. Во время блокады попавшая в храм бомба вызвала пожар, в результате чего настенная живопись серьезно пострадала. В 1960–1980-х годах здесь были склады Фрунзенского универмага, а в 1991-м здание вернули РПЦ. В 1994 году образовавшийся приход начал собирать средства на восстановление церкви. В 2002 году храм включили в реставрационную программу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) как охраняемый памятник регионального значения.

Первоначально был восстановлен фасад, в том числе отреставрированы мозаичный фриз по всему периметру, мозаичные иконы, керамические изразцы.

Снаружи фасады здания в неорусском стиле облицованы красным кирпичом, украшены изразцами, мозаичными орнаментами и иконами.  Фото: Наталья Шкуренок
Снаружи фасады здания в неорусском стиле облицованы красным кирпичом, украшены изразцами, мозаичными орнаментами и иконами.
Фото: Наталья Шкуренок

С 2013 года началась реставрация интерьеров, включая настенную роспись. По счастью, еще в начале 1980-х законсервировали красочный слой, постепенно осыпавшийся со стен. В целом, по оценкам специалистов, сохранилось более 60% авторской живописи.

Богоявленской церкви повезло и в том, что после освящения храма знаменитый фотограф Карл Булла запечатлел его внешний облик и все детали внутреннего убранства. Был издан альбом с 38 снимками, который преподнесли государю. Впоследствии обнаружилась авторская копия альбома — теперь она служит основным иконографическим документом. За основу воссоздания цветовой гаммы взята авторская палитра Андрея Славцева из сохранившихся участков подлинной живописи. Современные технологии позволили по старым фотографиям воссоздать иконы, которые находились в круглом барабане: компьютер разложил изображения на плоскости, в ракурсе и цвете.

С 2013 года началась реставрация интерьеров, включая настенную роспись. Фото: Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы
С 2013 года началась реставрация интерьеров, включая настенную роспись.
Фото: Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы

Заказчиком работ выступает СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», подведомственное КГИОП. Работы ведет реставрационно-строительная компания АО «Петрос». Общая площадь масляной росписи по штукатурке в интерьерах церкви составляет 1740,27 кв. м, из них уже отреставрировано в местах утрат 813,71 кв. м.

Как рассказала нашему изданию художник-реставратор Светлана Симакина, работа принимается только после утверждения комиссией, в которую входят специалисты КГИОП, реставраторы и представители епархии. «Утверждается каждый шаг, от карандашного рисунка до эскизов на планшетах в натуральную величину, — сообщила Светлана Симакина. — Только утвержденный вариант переносится на стену, причем реконструкция подводится к авторской живописи так, чтобы была видна разница между подлинником и репликой». По планам восстановление живописи должно завершиться в 2027 году.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+