18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрушая миф о Леонардо да Винчи, одиноком гении

Витрувианский человек (1492), знаменитая иллюстрация Леонардо к теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия.  Фото: Gallerie dell'Accademia
Витрувианский человек (1492), знаменитая иллюстрация Леонардо к теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия.
Фото: Gallerie dell'Accademia
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Профессор Кэмпбелл утверждает, что наши якобы знания о Леонардо зачастую нас же самих и обманывают. Изданная недавно «антибиография» развенчивает культовый статус этого художника и возвращает мастера в его собственный, реальный мир

В самом начале книги «Леонардо да Винчи: жизнь, о которой мы мало знаем» профессор Университета Джона Хопкинса Стивен Дж.Кэмпбелл отмечает, что к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи (1452–1519) и без того внушительный массив посвященной ему литературы пополнился еще примерно на 250 наименований. На фоне этого изобилия Кэмпбелл позиционирует свое новое исследование как «антибиографию», в которой предпринята попытка про­анализировать мифологию, возникшую вокруг этого художника, и по-новому взглянуть на то, что мы действительно знаем о нем.

До наших дней дошли записные книжки Леонардо объемом приблизительно в 7 тыс. страниц, посвященные самым разным вопросам: оптике, анатомии, инженерному делу и гидродинамике, теории и практике живописного искусства (размышления на последнюю тему были собраны после его смерти и опубликованы в 1651 году под названием «Трактат о живописи»). В этих записных книжках Леонардо очень мало рассказывает о себе, и, в отличие от ряда его современников (например, Микеланджело, оставившего после себя обширную частную переписку), до нас дошло менее дюжины личных писем художника, которые могут сообщить дополнительные подробности о нем.

Stephen J. Campbell. Leonardo da Vinci: An Untraceable Life. Princeton University Press. 352 с.: 47 цв. и 344 ч/б ил. $37, £30. На английском языке
Stephen J. Campbell. Leonardo da Vinci: An Untraceable Life. Princeton University Press. 352 с.: 47 цв. и 344 ч/б ил. $37, £30. На английском языке

По мнению Кэмпбелла, такой фрагментарный характер архивных сведений стал причиной того, что пробелы начали заполняться спекулятивными, порой просто абсурдными теориями, а также психологическими проекциями, соответствующими восприятию современного человека. Появились наполовину вымышленные «миры да Винчи», которые сформировали миф об одиноком гении, опередившем время и страдавшем от непонимания и козней окружавших его мелких умов. Как считает Кэмпбелл, в популярной культуре Леонардо превратился в узнаваемую фигуру, во что-то между «знаменитым брендом и вдохновляющей ролевой моделью», напоминающей современных предпринимателей в области высоких технологий. Автор поставил перед собой задачу исправить это представление, заново определив место Леонардо в художественной и интеллектуальной среде конца XV — начала XVI века.

В первых трех главах книги как раз и отслеживается процесс формирования мифа о Леонардо. Сначала автор рассматривает, каким образом СМИ и арт-рынок манипулировали и манипулируют культовым статусом его героя и как этому способствовала коммерциализация культурных артефактов. Во второй главе Кэмпбелл переосмысливает «спорные факты» о Леонардо, ставшие известными из его собственных рукописей и рассказов современников. Ученый критикует «избирательный подход к архивным материалам» для подкрепления псевдоисторических теорий о личной жизни Лео­нардо, особенно его сексуальной ориентации, духовных убеждениях и «самоощущении». В третьей главе речь идет о появлении в XIX веке жанра исторической биографии: Кэмпбелл размышляет о том, как Леонардо был встроен в эту литературную традицию.

Культ Леонардо нашел отражение в работах авангардистов. Например, в Композиции с «Моной Лизой» (1914) Казимира Малевича.  Фото: Государственный Русский музей
Культ Леонардо нашел отражение в работах авангардистов. Например, в Композиции с «Моной Лизой» (1914) Казимира Малевича.
Фото: Государственный Русский музей

Далее, в четвертой и пятой главах, автор представляет собственный антидот для феномена «мира да Винчи», прежде всего рассмотрев свидетельства участия Леонардо в художественных и философских дебатах, которые велись в его время. Тщательно проанализированы интеллектуальные идеи, получившие тогда распространение; особое внимание Кэмпбелл сосредотачивает на текстах Леона Баттисты Альберти и других художников, систематизировавших принципы своего творчества. И наконец, в пятой главе мастерская Леонардо показана как оживленное место совместной работы — вопреки представлению о художнике как об одиноком гении. Кэмпбелл оценивает идеи и приемы, которые Леонардо передал последователям, так называемым леонардескам, чьи сохранившиеся работы продолжают способствовать фетишизации всего, к чему могла прикоснуться рука гения.

Проштудировав множество источников, как современных, так и XV–XVI столетий, Кэмпбелл исследует психологическое состояние и методы работы Леонардо — с тем чтобы представить этого художника-эрудита человеком его времени, «в жизни которого, тесно переплетенной с жизнями других людей, оставили след и шумные споры в его мастерской, и показная невозмутимость, принятая при дворе, случайные встречи и полезные связи». 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+