18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli
Национальный археологический музей Неаполя.
Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

В Италии разгорелся очередной скандал из-за попытки культурной институции не платить за творческую работу. На сей раз отличился Национальный археологический музей Неаполя

Эта история началась с того, что Национальный археологический музей Неаполя (MANN), известный непревзойденными коллекциями артефактов из городов Помпеи и Геркуланум, в марте объявил публичный конкурс, пригласив желающих запечатлеть музейные экспонаты. Участникам в возрасте от 18 до 30 лет было предложено прислать фотоизображения не более трех предметов из списка, охватывающего 14 коллекций. Прием заявок был закрыт 16 мая.

Музей сообщил, что работы победителей могут быть распространены через его каналы в социальных сетях и использованы для создания баннеров, размещаемых на главном фасаде. Цель, добавили в музее, состояла в том, чтобы «активно вовлекать общественность в коммуникационные кампании» и «привлечь внимание к работам молодых художников и креативщиков». В объявлении оговаривалось, что предоставление фотографий не влечет за собой каких-либо «обязательств или выгод» для участников. Победители, желающие использовать свои снимки вне конкурса, в том числе в коммерческих целях, должны будут запросить разрешение у музея и с них может взиматься плата за воспроизведение. Инициатива вызвала резкую критику.

«Да, вы правильно поняли, — написала в соцсетях группа Mi Riconosci («Признай меня»), объединяющая работников сферы культуры и студентов, — MANN не обещает никакой оплаты, хотя получит множество высококачественных фотографий для использования с выгодой для себя». Газета Corriere della Sera назвала это «маркетингом с помощью неоплачиваемых фотографий».

Как заявила газете The Art Newspaper Розанна Каррьери, президент Mi Riconosci, музей «недооценивает, что значит быть фотографом», предлагая визуальную публичность вместо оплаты труда. Конкурс, добавила она, отражает более широкую тенденцию, когда учреждения культуры ожидают, что люди будут работать на них бесплатно.

Обвинения в неоплачиваемом труде в сфере культуры уже неоднократно попадали в заголовки газет. Так, в сентябре 2024 года Общественный музей замка Ачи, расположенного недалеко от Катании, объявил о вакансии на должность директора, но не предложил никакой зарплаты. А два года назад Морской музей «Галата» в Генуе искал англоговорящего волонтера для организации мероприятий.

Представители MANN выступили в защиту своей инициативы. Речь не о стремлении к выгоде, а о желании музея «вступить в диалог» с молодежью, как утверждает администратор Рафаэлла Боссо, разработавшая условия конкурса. Она объясняет, что решила провести конкурс, несмотря на то что у музея уже есть много высококачественных фотографий. «Никто не должен работать бесплатно, — говорит Боссо, — но в данном случае мы не считали, что это равносильно трудовым отношениям. Мы бы не стали проводить конкурс, если бы не хотели привлечь молодежь, предоставить в их распоряжение музей и наш опыт».

Несмотря на критику, MANN не отозвал и не изменил свою инициативу. «Условия остаются прежними», — подтвердила Боссо.

Между тем Каррьери настаивает на том, что реальная проблема состоит не в нехватке средств, а в том, как они тратятся. Итальянское общество рассматривает культурную деятельность в качестве развлечения, предлагая работникам «ужасные контракты и многочасовую неоплачиваемую работу». Однако оппозиция такому подходу, по ее словам, ширится. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+