18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Живопись достигла своего пика?

Чэнь Кэ. «Цветные мечты на черном фоне No 4». 2022.  Фото: Star Gallerie
Чэнь Кэ. «Цветные мечты на черном фоне No 4». 2022.
Фото: Star Gallerie
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной

Слухи о кончине живописи сильно преувеличены, как сказал бы Марк Твен. Самое дорогое произведение искусства в истории? Картина. («Спаситель мира» Леонардо, $450 млн). Самая дорогая работа ныне живущего художника-мужчины? Картина. («Флаг» Джаспера Джонса, $110 млн). Самая дорогая работа ныне живущей художницы? Картина. («Мисс Январь» Марлен Дюма, $13,6 млн). И так далее, и тому подобное.

Только что в Национальной портретной галерее в Лондоне открылась персональная выставка художницы Дженни Савиль (до 7 сентября) — одна из огромного числа недавних выставок живописи в музеях, галереях и аукционных домах, — и это доказывает, что живопись продолжает оставаться главной движущей силой арт-рынка и на сегодняшний день это самый популярный выбор художников и студентов-искусствоведов по всему миру. Как живопись не только выжила, но и процветает? А 2025 год — это пик развития живописи или она может продолжать достигать новых высот?

Дженни Савиль. «Реверс». 2002–2003.  Фото: Gagosian
Дженни Савиль. «Реверс». 2002–2003.
Фото: Gagosian

Непревзойденный коммерческий потенциал

Из четырех художников, попавших в шорт-лист Премии Тёрнера 2025 года, любимцем критиков, возможно, стоит назвать мультидисциплинарного художника Рене Матича. Но самым известным международным номинантом, безусловно, оказался живущий в Великобритании иракский живописец Мухаммед Сами. Его работа «Бедные люди II» (2019) была продана на аукционе Sotheby’s 16 мая за $571,5 тыс., превысив эстимейт в $500 тыс. Это случилось после того, как первая работа из этой серии, «Бедные люди I», оценка которой составляла £60–80 тыс., в октябре 2023 года ушла за £558,5 тыс. ($686,6 тыс.), что примерно на полмиллиона фунтов больше, чем ожидалось. Не так уж плохо для художника, чьи работы впервые были проданы в галерее Патрика Хайде в Лондоне примерно за £15 тыс. «Сами исследует потенциал и границы современной живописи, — сказал Приеш Мистри, заместитель куратора современных проектов в Национальной галерее в Лондоне, на пресс-конференции, посвященной шорт-листу Премии Тёрнера. — Мы, как члены жюри, были поражены способностью сложных и мастерски выполненных картин Сами оспаривать сложившуюся историю искусства». (Свои воспоминания о родине художник часто передает на холсте с помощью аллегорий. «Я прячу травмирующие образы за кактусом или ковром», — признавался он в интервью газете Guardian.)

Мухаммед Сами. «Бедные люди II». 2019.  Фото: Sotheby's
Мухаммед Сами. «Бедные люди II». 2019.
Фото: Sotheby's

Живопись и ее способность быть современной находится в центре внимания многочисленных кураторов международных выставок 2025 года. На выставке «Живопись после живописи» (до 2 ноября) в Муниципальном музее современного искусства (SMAK) в Генте и на недавно завершившейся «R U Все еще живопись?» в строящемся корпоративном пространстве в центре Нью-Йорка, куратором которой выступил американский Falcon Art Collective, представлены обзоры того, как художники работают с картиной в Бельгии и США соответственно. Оба названия отсылают к многочисленным заявлениям о кончине живописи, первым из которых было мелодраматическое объявление ее мертвой «отныне и навсегда», сделанное еще во второй четверти XIX века французским художником Полем Деларошем, после того как он впервые увидел дагеротип. «Искусство живописи стало не столько трудным, сколько невозможным», — писал искусствовед Кеннет Кларк уже в 1935 году, прежде чем приступить к обзору современных ему течений и показать, что сделало живопись такой.

Экспозиция выставки «R U Все еще живопись?» в Нью-Йорке.  Фото: Falcon Art Collective
Экспозиция выставки «R U Все еще живопись?» в Нью-Йорке.
Фото: Falcon Art Collective

И все же на каждом шагу художники, критики и искусствоведы продолжают доказывать, что живопись живет — и вполне полнокровной жизнью. «Очевидно, что живопись очень трудно убить, — говорит художественный руководитель SMAK Филипп ван Каутерен. — Каждые 20–25 лет предпринимаются различные попытки избавиться от живописи по разным мотивам или причинам. Но в этом художественном медиуме, по-видимому, есть сила или склонность к выживанию».

Среди художников, работы которых он включил в выставку «Живопись после живописи», был Винсент Гейскенс, который описывает и свои картины, и практику в целом как «зомби» — восставших из мертвых.

Однако главный вопрос заключается в том, исчезала ли живопись вообще когда-нибудь на самом деле. Был ли когда-либо очевиден конец живописи на арт-рынке, терял ли когда-либо этот вид искусства свое экономическое влияние? Люциус Эллиотт, глава отдела продаж современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке, отвечает на это намеком. Философ Фрэнсис Фукуяма, говорит он, провозгласил «конец истории», утверждая, что либеральная демократия является конечной точкой социокультурной эволюции человечества; так же и в искусстве: живопись — это медиум, который невозможно превзойти. В общем, словами Умера Батта, художника и основателя галереи Grey Noise в Дубае, «живопись — это королева».

Линетт Ядом-Боакье. «Шесть птиц в кустах». 2015.  Фото: Sotheby's
Линетт Ядом-Боакье. «Шесть птиц в кустах». 2015.
Фото: Sotheby's

И цифры это подтверждают. На том же аукционе в октябре 2023 года, на котором Сами достиг своего рекорда, картина британской художницы родом из Ганы Линетт Ядом-Боакье «Шесть птиц в кустах» (2015) была продана за £3 млн ($3,6 млн), что на целых £1,2 млн превысило ее и так высокий эстимейт. Это привело к тому, что Ядом-Боакье заняла третье место среди самых перспективных рыночных художников, родившихся после 1974 года, согласно аналитическому отчету Artnet за 2024 год.

Большинство коллег Батта в Дубае выставляют картины, и дилеры сходятся во мнении, что было бы глупо этого не делать. По его словам, «это легко: легко транспортировать, легко повесить в доме коллекционера». То же самое происходит и на китайском арт-рынке. Художник Чэнь Кэ, чья персональная выставка «Неизвестный Баухаус» проходит в Калифорнийском университете в Пекине (до 7 сентября), говорит, что живопись занимает доминирующее положение в стране. Если эпоха наибольшего расцвета традиционной китайской живописи тушью прошла, то «у современной китайской живописи, похоже, нет таких проблем». Несмотря на любовь к живописи, Умер Батт по большей части не выставляет ее напоказ; в списке художников, с которыми он работает, только двое пишут картины. Есть и другие живописцы, которых он хотел бы показать, но не может позволить себе привозить в Дубай их работы, потому что интерес крупных галерей, работающих с «голубыми фишками», привел к резкому росту стоимости их страховки. Отчасти именно этот непревзойденный коммерческий потенциал живописи делает его отношения с этим видом искусства, если использовать его термин, «конфликтными».

Чэнь Кэ. «На клетчатой ткани No 1». 2024.  Фото: Star Gallerie
Чэнь Кэ. «На клетчатой ткани No 1». 2024.
Фото: Star Gallerie

«Слово „живопись“ такое же сильное, сложное, неоднозначное и трудное для понимания, как и слово „музей“», — говорит ван Каутерен. По его мнению, вероятно, единственный способ открыть новые возможности для живописи — это просто рисовать, создавая новые слои смыслов, «переписывать» живопись.

Переворачивая исторические сюжеты

Искусствовед София Готти, которая читает лекции по кураторству в Институте Курто в Лондоне, указывает на значительное присутствие живописи на Венецианской биеннале 2024 года, сокуратором которой она выступала, чтобы подчеркнуть общемировые тенденции к тому, что художники на самом деле «переписывают живопись». Дело не в том, что команда куратора Адриано Педрозы стремилась привлечь внимание к современной живописи со всего мира. Скорее, многие из художников, которых пригласили принять участие в основном проекте биеннале «Чужестранцы повсюду», продолжают находить этот художественный медиум полезным инструментом для того, чтобы сосредоточить внимание на взглядах коренных народов или так называемых аутсайдеров и отделить их от европоцентричных колониальных нарративов.

Коэн ван дер Брук. «Фирмини No 7». 2023.  Фото: Philipp von Rosen Galerie, Cologne
Коэн ван дер Брук. «Фирмини No 7». 2023.
Фото: Philipp von Rosen Galerie, Cologne

Этот колониальный подход, конечно, был ключевым в истории искусства, и особенно живописи. Но художники уже не обязательно считают, что отрицание самого медиума помогает противостоять ему. Некоторые хотят рассказывать истории. Другие хотят серьезности. Третьи — романтики. Многие, отмечает ван Каутерен, стремятся к техническому мастерству.

Процветающий дискурс

В 2023 году, за год до смерти, важный герой Лондонской школы живописи Франк Ауэрбах описал, как он начал рисовать в 1940–1950-х годах, на закате модернизма. «Меня обучали самые разные интеллигентные люди, с которыми мне было очень приятно общаться, — говорил он. — Одна из замечательных особенностей лондонских художественных школ заключается в том, что нам постоянно предлагали множество альтернатив. Мы перепробовали почти все или обдумали все, что было предложено, пока не нашли то, что было достаточно сложным, загадочным и интригующим, чтобы поддерживать нас всю жизнь».

Джейк Гревол. «Водные цветы, лелеемые в юности». 2019.  Фото: The British Museum
Джейк Гревол. «Водные цветы, лелеемые в юности». 2019.
Фото: The British Museum

В январе 2025 года британский художник Джейк Гревол, напротив, рассказал о своих первых занятиях фигуративной живописью в художественной школе в середине 2010-х годов. «Это была своего рода идея фикс, что подход к живописи должен быть академическим, — сказал он. — В этом также было много сатиры: о, я пишу плохую картину, потому что высмеиваю живопись!»

Онья Маккосланд, руководитель направления живописи для студентов младших курсов лондонской Школы изящ-ных искусств Слейда, считает, что живопись процветает именно благодаря богатому дискурсу, который она порождает, ее способности к саморефлексии. Она рассматривает периодически возникающие экзистенциальные вопросы о самом существовании этого вида искусства как его «жизненную силу». Это определение особенно близко Маккосланд, так как именно материальность живописи в первую очередь вдохновляет студентов заниматься ею. «Им нравится ее гибкость и многогранность, а также тесная связь с телом, — говорит Маккосланд. — Она такая плотная, физическая, сочная, жидкая, весомая и текущая. И она всегда под рукой».

Питер Дженнис. «Эта радость прятаться». 2024.  Фото: Nino Mier Gallery
Питер Дженнис. «Эта радость прятаться». 2024.
Фото: Nino Mier Gallery

Живущий в Брюсселе уроженец Сенегала Либассе Ка, который участвует в выставке в SMAK, в ноябре 2024 года рассказал о приверженности своему ремеслу: «Я знаю, что, пока рисую, я живу. Я рисовал, когда был на мели. Я рисую сейчас. Никто не отнимет этого у меня. Это мое сокровище». А Чэнь Кэ описывает живопись как движение «прямо от сердца к рукам, без каких-либо барьеров между ними».

Независимо от того, отвернется ли грядущее поколение коллекционеров от аналогового искусства ХХ века или нет, потенциал живописи — весомой, ускользающей, непосредственной, осязаемой, конфликтной — сохранится несмотря ни на что. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+