18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Паоло Веронезе: хороший парень, у которого ни с кем не было проблем

Паоло Веронезе. «Мученичество святого Минаса». Около 1580.  Фото: Museo Nacional del Prado
Паоло Веронезе. «Мученичество святого Минаса». Около 1580.
Фото: Museo Nacional del Prado
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В Прадо выставка, которую ждали. Посвящена она Веронезе, одному из трех гениев венецианского Ренессанса — наряду с Тицианом и Тинторетто. Экспозиция объединила около сотни работ и показывает Веронезе в контексте его предшественников и последователей

Директор Музея Прадо Мигель Фаломир вспомнил молодость и выступил в роли куратора. 27 мая открылась подготовленная им выставка «Паоло Веронезе (1528–1588)», посвященная венецианскому Ренессансу. Куратор вынашивал замысел почти два десятилетия, еще со времен достопамятной выставки в Прадо, которая рассказывала о современнике Веронезе Якопо Тинторетто. Фаломир организовал ее в 2007 году, в бытность главным куратором отдела итальянской и французской живописи эпохи Возрождения. Выставка Веронезе стала первой экспозицией, подготовленной им в должности директора музея, которую он занимает с марта 2017-го. Чтобы воплотить ее в жизнь, Фаломир, по собственному признанию, тратил все свое свободное время, выходные и отпуск.

Выставка «Паоло Веронезе (1528– 1588)» в Прадо.  Фото: Museo Nacional del Prado
Выставка «Паоло Веронезе (1528– 1588)» в Прадо.
Фото: Museo Nacional del Prado

Экспозиция объединяет около сотни работ, в том числе из Лувра и Метрополитен-музея, и рази­тельно отличается от новаторской выставки Тициана в Прадо 2003 года, которая впервые привлекла международное внимание к Мигелю Фаломиру. Новая выставка стала не только кульминацией интереса к венецианскому искусству, которую куратор пронес через всю карьеру, но и в каком-то смысле шагом в сторону. Фаломир объясняет, что в свое время включил в экспозицию Тициана исключительно работы самого Тициана, но теперь осознал, что «художники не острова» и, чтобы отдать Веронезе должное, нужно показать его в контексте предшественников, современников и последователей.

Помимо всестороннего обзора работ самого Веронезе, от малых до больших и огромных, на выставке представлены произведения Рафаэля, оказавшего влияние на молодого автора. Кроме того, в нее вошли работы художников, которые, в свою очередь, испытали на себе посмертное влияние самого рожденного в Вероне венецианского мастера. В их числе Питер Пауль Рубенс и братья Карраччи из Болоньи.

В триаде гениев венецианского Ренессанса Веронезе, известному экстравагантными банкетными сценами и пышными костюмами, сегодня принято отводить третье место после Тициана и Тинторетто. Но, как объясняет Фаломир, в XVII–XVIII веках именно Паоло Кальяри из Вероны пользовался наибольшим спросом. В результате его работы оказались разбросаны по королевским дворам Европы, что в наши дни затрудняет сбор экспонатов на выставки.

Выставка «Паоло Веронезе (1528– 1588)» в Прадо.  Фото: Museo Nacional del Prado
Выставка «Паоло Веронезе (1528– 1588)» в Прадо.
Фото: Museo Nacional del Prado

Фаломир признается, что ему повезло получить почти все, что было в его списке мечты. Куратор приводит в пример динамичную картину «Пир в доме Симона Фарисея» (около 1560) шириной 4,5 м из туринской Савойской галереи и роскошное полотно «Марс и Венера, связанные Амуром» (1570-е) из Метрополитен-музея.

Еще одна проблема Веронезе заключается в том, что он был, как говорится, хорошим парнем. В отличие от Микеланджело или, например, Тинторетто, у Веронезе, по словам Фаломира, «ни с кем не было проблем». И хотя современную аудиторию интересуют, скорее, художники, в чьих биографиях много драматизма и конфликтов, новая выставка покажет, что Веронезе был в первую очередь «художником для художников». Прадо как нельзя лучше подходит для доказательства этой мысли, поскольку в его собрании хранится больше картин таких последователей Веронезе, как Рубенс и Диего Веласкес, не говоря уже о Франсиско Гойе, чем в любом другом музее. Выдающееся собрание первоклассных художников и бросающееся в глаза отсутствие произведений второго ряда, которыми часто заполняют залы других коллекций старых мастеров, делают Прадо особым местом для любителей искусства. В 2007 году, когда там завершились работы над первым большим расширением, художественный критик Роберт Хьюз провозгласил его «величайшим в мире музеем чистой живописи». 

Музей Прадо
«Паоло Веронезе (1528–1588)»
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+