18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Приключения Уильяма Морриса в XXI веке: от атомной подлодки до Hello Kitty

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

На выставке «Одержимые Моррисом» в Лондоне прослеживается общемировое увлечение творчеством великого британского дизайнера, который и не подозревал, что потомки будут делать с его наследием в век нейросетей

Порывшись в ящиках запасников лондонской Галереи Уильяма Морриса, ее директор Адриан Гаррард достает афишу с изображением таксы, окруженной пестрыми цветами и листьями. Над собакой расположена надпись «Уильям Моррис», а внизу написано: «Выставка набивных хлопковых тканей XIX века».

Если вам показалось, что это не очень похоже на афишу авторства Уильяма Морриса, то вам не показалось: это сгенерированный искусственным интеллектом товар с онлайн-маркета Temu. Он тоже будет представлен на выставке «Одержимые Моррисом», в которой прослеживается общемировое увлечение творчеством британского дизайнера, писателя и политического активиста XIX столетия.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

Выставка организована в рамках празднования 75-летия галереи, размещающейся в особняке, где художник жил, когда был подростком. В экспозицию вошли как работы из собственного собрания галереи, так и экспонаты, предоставленные другими институциями, а еще огромное множество вдохновленных творчеством Морриса объектов, переданных во временное пользование и подаренных представителями общественности.

Гаррард рассказывает, что в числе даров частных лиц есть как ненужные владельцам безделушки вроде колоды для бриджа в стиле Морриса, так и «личные вещи, которые значат для людей очень многое». Например, на выставке представлена пара вышитых вручную свадебных пиджаков из кашемира, принадлежащих супругам, чей прием по случаю бракосочетания состоялся в самой галерее. Также среди экспонатов — украшенное узором из роз сиденье из британской атомной подводной лодки и «юката», повседневный вариант японского кимоно, на котором изображены фигурки Hello Kitty, перемежающиеся с птицами и листвой в стиле Морриса.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

В экспозиции прослеживается, как творчество художника превратилось в символ роскоши и хорошего вкуса. Один из основателей движения «Искусства и ремесла», Уильям Моррис был глубоко убежден в том, что доступ к красоте должен быть у как можно большего числа людей. «Но в то же время он считал неприемлемым дешевое или некачественное производство», — отмечает Джеррард. Разнонаправленность этих сюжетных линий в «Одержимых Моррисом» отражает его собственную противоречивость, которую организаторы тоже стремятся исследовать.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

С одной стороны, на выставке представлены экспонаты, созданные по специальному заказу мастерами, которые, как отмечает Джеррард, «делают очень качественные вещи в Британии». В их числе роскошный ковер из Акс­минстера, центра ковровой индустрии. Другая сторона спектра представлена сгенерированными искуственным интеллектом плакатами, которые вряд ли понравились бы художнику с его перфекционизмом. А еще у него наверняка возникли бы вопросы этического плана. Как раз недавно британские законодатели допросили представителей Temu, китайского онлайн-маркетплейса, в связи с предполагаемым использованием принудительного труда в его цепочках поставок. Компания отрицает все обвинения. Куратор подчеркивает, что сам Уильям Моррис был убежденным сторонником ручного производства на справедливых условиях.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

«Думаю, Моррису очень понравился бы сам тот факт, что мы задумываемся над этими вопросами», — говорит Джеррард. Он считает, что проблема именно в том, каким образом «демократизируется» творчество художника, и она была ему знакома. «Моррис поднимал эти вопросы в то время, когда мир стремительно менялся в результате промышленной революции... Сейчас мы имеем дело с продолжением тех же проблем».

Галерея Уильяма Морриса
«Одержимые Моррисом. Как завирусился величайший дизайнер Великобритании»
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+