18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Свет между мирами»: Нукус встречается с Истрой на ее территории

Николай Карахан. «Поливальщики». 1930.  Фото: ГМИ Каракалпакстана им. И.В.Савицкого
Николай Карахан. «Поливальщики». 1930.
Фото: ГМИ Каракалпакстана им. И.В.Савицкого
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Проект в музее «Новый Иерусалим» рассказывает о модной теме русского авангарда из собрания среднеазиатских музеев и одновременно придает ей совершенно новый ракурс, актуализируя советское наследие и трудную работу искусствоведов с этим материалом

Лишь недавно, в прошлом году, завершилась серия выставок в Италии «Узбекистан: авангард в пустыне», где были представлены шедевры из собраний Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе и ташкентского Государственного музея искусств Узбекистана, а термин «туркестанский авангард» (рожденный в московском Музее Востока в 2010 году) попытались заменить на более глобальный Avanguardia Orientalis. В 2017-м из Музея им. Савицкого в Пушкинский привезли 250 произведений на выставку «Сокровища Нукуса». Прямо сейчас на Крымском Валу проходит «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» (до 28 сентября), где, правда, нет картин из Нукуса, однако авторы во многом те же и с тем же видением.

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Владимир Мурудов
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Владимир Мурудов

На вопрос, в чем же новизна выставки «Свет между мирами» в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» (второй ее участник — тот же нукусский музей), нашему изданию ответила одна из ее кураторов, Надежда Плунгян: «Нашей задачей было не столько объяснить феномен музея в Нукусе, сколько раскрыть для зрителя все еще малоизвестный пласт живописи советского модернизма 1930-х годов, очень глубоко и по-разному осветивший мир раннесоветского человека. Мы одновременно сопоставляем два музейных собрания. Ведь коллекции Нукуса и Нового Иерусалима создавались практически одновременно, и что важно, вдалеке от столиц».

И действительно, собирательский подвиг создателя нукусского музея Игоря Савицкого, который приобретал авангард в 1960–1980‑е годы, тем самым во многом не дав его уничтожить, потихоньку превращается в легенду. А вот то, что в тот же период происходило в Новом Иерусалиме, почти неизвестно. Наверное, и потому, что тут нет терпкой восточной экзотики.

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Владимир Мурудов
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Владимир Мурудов

«Мы фактически шли по следам Савицкого. Мы приходили в мастерские, к семьям художников и покупали то, что перед нами не купил Савицкий. Списки авторов пересекались», — рассказывает другой куратор выставки, Людмила Денисова, ныне руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим». В 1970-е годы она пришла работать в музей с университетской скамьи, и в этот момент его директор Василий Нижегородов и замдиректора по науке Галина Зеленская поставили перед нею и ее коллегами странную для советского музея задачу — сформировать коллекцию живописи тех авторов, которые официально считались маргиналами, художников ­1920–1930-х. «Это искусство, которое нельзя назвать ни авангардом, ни соцреализмом. Оно не вписывается ни в те, ни в другие определения. Это уже не анализ формы, как у авангардистов, а синтез. Собирать такое в те годы было экстраординарно», — считает Денисова.

Сопоставление коллекций двух музеев с помощью 160 произведений 40 художников, таким образом, становится и продолжением разговора, начатого Русским музеем, Нукусом и другими участниками еще в 1989 году выставкой «Авангард, остановленный на бегу», однако теперь уже с новыми, более актуальными оценками.

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Владимир Мурудов
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Владимир Мурудов

Общим знаковым художником для обоих собраний оказался Александр Волков, что неудивительно. В целом выставка поделена на несколько тематических разделов. Первый, «Мастера нового Востока», показывает формирование национального модернизма. Помимо Волкова, здесь среди авторов Николай Карахан, Елена Коровай, Николай Григорьев, Надежда Кашина. В числе других разделов — портретный «Лица времени», «Метафизика 1920–1930-х», посвященный философским поискам Соломона Никритина и Климента Редько, а также зал «Открытие нового мира. Объединение „Цех живописцев“», рассказывающий о таких авторах, как Ростислав Барто, Николай Витинг, Александр Шевченко.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Свет между мирами»
До 8 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+