В подмосковном Серпухове никакого моря нет — лишь реки Ока и Нара, но есть там, вероятно, неосознанное тяготение к морской стихии. Вернее, теперь уже как раз осознанное, поскольку тематическую выставку из признанных шедевров и с участием крупнейших музеев страны по случайной прихоти не сделаешь — только с твердым целеполаганием. И чем дальше от моря, тем целеполагание тверже.
Расцвет отечественной маринистики, пришедшийся на XIX век, непредставим без двух корифеев жанра — Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова. Их живопись, разумеется, можно увидеть сейчас в залах «Каретного сарая», нового выставочного пространства Серпуховского историко-художественного музея. Но встречаются здесь и не столь прославленные имена. Например, Руфин Судковский, который подавал большие надежды и в возрасте 32 лет стал действительным членом Императорской академии художеств, однако три года спустя умер от тифа. А еще в экспозицию включены работы художников чрезвычайно известных, но с маринистикой как будто совершенно не связанных — назвать хотя бы Исаака Левитана. А ведь он тоже был не чужд романтике моря, хотя в историю вошел совсем с другими пейзажными мотивами.
«Идея выставки принадлежала музею, и его заслуга в том, что произведения, редко собираемые вместе, здесь образуют превосходную панораму жанра, — рассказала нашему изданию Светлана Усачева, главный научный сотрудник Третьяковской галереи и консультант выставки «Море великих». — Но я предложила все же немного уйти от марины в чистом виде и расширить контекст. Поэтому на выставке есть прибрежные и даже городские пейзажи, а также разного рода моменты, связанные с жизнью людей около моря, которые борются и сотрудничают с ним».
Расширение контекста действительно кажется оправданным, не зря же в песне Юрия Антонова некогда утверждалось, что «моряку даны с рожденья две любви: земля и море». И там же было сказано: «Граница между ними — порт», а это позволяет, между прочим, затронуть еще и тему советской индустриализации — как на картине Екатерины Зерновой, посвященной трудовым будням рыбзавода. Тут, конечно, возникает неминуемый контраст с более ранними трактовками приморской темы. Вот у Константина Коровина, например, преобладают импрессионистические курортные мотивы с цветами и милыми дамами. Всему свое время.
По словам Светланы Усачевой, «Море великих» — своего рода путешествие, причем двоякое: географическое («от Средиземного моря до Белого») и одновременно стилевое (по разным вехам истории русского искусства). Ради этого путешествия, которое становится еще и зрительским приключением, в Серпухове собрано 70 живописных произведений из десятка источников: помимо самой принимающей стороны, экспонаты предоставили Третьяковка, Русский музей, Эрмитаж, Центральный военно-морской музей имени Петра Великого и несколько других государственных собраний, а также два частных коллекционера.
Серпуховский историко-художественный музей
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
До 11 января 2026