18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Айвазовский в Серпухове: живописный эквивалент моря, тоже почти бескрайний

Алексей Боголюбов. «Прибой у мыса Св. Мартина». 1854. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Алексей Боголюбов. «Прибой у мыса Св. Мартина». 1854.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В экспозиции «Море великих» можно увидеть более 70 картин известнейших художников из девяти российских музеев и частных коллекций. Среди них, помимо Айвазовского и Кандинского, — Левитан, Поленов и Боголюбов

В подмосковном Серпухове никакого моря нет — лишь реки Ока и Нара, но есть там, вероятно, неосознанное тяготение к морской стихии. Вернее, теперь уже как раз осознанное, поскольку тематическую выставку из признанных шедевров и с участием крупнейших музеев страны по случайной прихоти не сделаешь — только с твердым целеполаганием. И чем дальше от моря, тем целеполагание тверже.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Расцвет отечественной маринистики, пришедшийся на XIX век, непредставим без двух корифеев жанра — Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова. Их живопись, разумеется, можно увидеть сейчас в залах «Каретного сарая», нового выставочного пространства Серпуховского историко-художественного музея. Но встречаются здесь и не столь прославленные имена. Например, Руфин Судковский, который подавал большие надежды и в возрасте 32 лет стал действительным членом Императорской академии художеств, однако три года спустя умер от тифа. А еще в экспозицию включены работы художников чрезвычайно известных, но с маринистикой как будто совершенно не связанных — назвать хотя бы Исаака Левитана. А ведь он тоже был не чужд романтике моря, хотя в историю вошел совсем с другими пейзажными мотивами.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

«Идея выставки принадлежала музею, и его заслуга в том, что произведения, редко собираемые вместе, здесь образуют превосходную панораму жанра, — рассказала нашему изданию Светлана Усачева, главный научный сотрудник Третьяковской галереи и консультант выставки «Море великих». — Но я предложила все же немного уйти от марины в чистом виде и расширить контекст. Поэтому на выставке есть прибрежные и даже городские пейзажи, а также разного рода моменты, связанные с жизнью людей около моря, которые борются и сотрудничают с ним».

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Расширение контекста действительно кажется оправданным, не зря же в песне Юрия Антонова некогда утверждалось, что «моряку даны с рожденья две любви: земля и море». И там же было сказано: «Граница между ними — порт», а это позволяет, между прочим, затронуть еще и тему советской индустриализации — как на картине Екатерины Зерновой, посвященной трудовым будням рыбзавода. Тут, конечно, возникает неминуемый контраст с более ранними трактовками приморской темы. Вот у Константина Коровина, например, преобладают импрессионистические курортные мотивы с цветами и милыми дамами. Всему свое время.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

По словам Светланы Усачевой, «Море великих» — своего рода путешествие, причем двоякое: географическое («от Средиземного моря до Белого») и одновременно стилевое (по разным вехам истории русского искусства). Ради этого путешествия, которое становится еще и зрительским приключением, в Серпухове собрано 70 живописных произведений из десятка источников: помимо самой принимающей стороны, экспонаты предоставили Третьяковка, Русский музей, Эрмитаж, Центральный военно-морской музей имени Петра Великого и несколько других государственных собраний, а также два частных коллекционера.

Серпуховский историко-художественный музей
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
До 11 января 2026

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+