18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн

Куратор Национальной галереи Эмма Капрон приложила немало усилий для уточнения иконографии этой картины Фото: The National Gallery
Куратор Национальной галереи Эмма Капрон приложила немало усилий для уточнения иконографии этой картины
Фото: The National Gallery
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение

Национальная галерея отмечает 200-летие приобретением таинственной работы анонима — алтаря с изображением Марии с младенцем Христом и двумя святыми, датируемого 1500–1510 годами. Хотя сюжет вполне традиционен, сама иконография позволяет заподозрить в авторе человека не без чувства юмора. История не сохранила ни имени этого мастера, ни даже его родины. Возможно, он был нидерландцем или же французом.

«Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» была приобретена чуть более чем за $20 млн (около £16 млн) на средства «Американских друзей Национальной галереи». Это огромная сумма для картины безымянного художника, что говорит о ее значимости. Сделка была заключена через Sotheby’s в частном порядке.

Алтарь в свое время был куплен у потомка семьи Генри Бланделла (1724–1810) и до недавнего времени хранился в Дорсете, в поместье Лалворт, принадлежащем семейству Уэлд. Вероятно, к 1803 году Бланделл приобрел работу у городского приюта аббатства Троншьен в Генте, где о ней имеется архивная запись от 1602 года. Алтарь, скорее всего, изначально создавался для гентской церкви, хотя документальных подтверждений этому нет.

Габриеле Финальди, директор Национальной галереи, рассказал The Art Newspaper, что его предшественники «десятилетиями присматривались» к этому алтарю. В начале 2025 года работа наконец пополнила коллекцию музея.

В разное время выдвигались гипотезы о том, что алтарь может принадлежать кисти Яна Госсарта, Арта Орткенса, Жана Эя, Мастера Святого Жиля или последователей Хуго ван дер Гуса и Хуана де Фландеса. Кем бы ни был автор, он явно вдохновлялся композицией Яна ван Эйка «Мадонна с Младенцем и каноник ван дер Пале» (1434–1436, Музей Грунинге, Брюгге).

Историк искусства Денис Саттон в 1950-х годах назвал алтарь «одним из тех восхитительных шедевров, что ставят искусствоведов в тупик». И сегодня он по-прежнему окружен тайной. Эмма Капрон, куратор Национальной галереи, считает, что родиной алтаря, скорее всего, являются Нидерланды, но это может быть и Франция. Панели вырезаны из балтийского дуба, распространенного в Нижних Землях, тогда как французские художники обычно предпочитали местный, французский дуб. Однако святой Людовик на картине — явная отсылка к французскому королю Людовику IX (1214–1270), даже мантия святого украшена королевскими лилиями.

Композиция сосредоточена вокруг Богоматери с Младенцем. Иисус отворачивается от щегла, символа своего будущего мученичества, которого держит в руках. Согласно легенде, красное пятно на голове у этой птицы появилось, когда щегол выдернул терновый шип, впившийся в лоб Христа, несущего крест на Голгофу. Образ святого Людовика почти наверняка написан с неизвестного благотворителя, на чьи деньги создавался алтарь, вплоть до шрама на щеке. Фигура справа — идеализированное изображение святой Маргариты, покровительницы беременных. Необычно, что на ее плече сидит голубь; это отсылка к малоизвестному преданию о том, что во время пыток святой над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве.

Композиция сосредоточена вокруг Богоматери с Младенцем. Фото: The National Gallery
Композиция сосредоточена вокруг Богоматери с Младенцем.
Фото: The National Gallery

Важный элемент композиции — осклабившийся дракон. Чудовище смотрится свирепо: жуткие клыки, торчащие в разные стороны уши. При этом кажется, что дракон корчится от боли. Ничего подобного в искусстве Северной Европы прежде не было. Святая Маргарита невредимой поднимается над поверженным ею змеем. Умиротворенную Мадонну окружают два ангела: левый играет на варгане (редкий для позднесредневековой иконографии инструмент), правый держит нотный лист. Когда-то считалось, что написанная на нем мелодия принадлежит английскому композитору Уолтеру Фраю, хотя теперь ясно, что там начертана бессмыслица.

Менее очевидные детали — украшенные капители, венчающие пилястры. Среди них встречаются как распространенные сцены из Ветхого Завета (например, Адам и Ева), так и малоизвестные, даже скабрезные сюжеты. В правом верхнем углу изображен Амур, испускающий газы. Такие фривольности иногда встречались в средневековых манускриптах, но для живописи были, скорее, исключением. Как говорит Эмма Капрон, автор алтаря был «безумно изобретателен»: он создал композицию, «наполненную иконографическими странностями».

Алтарь высотой 1,2 м недавно прошел всестороннее обследование и комплексную реставрацию. Дендро­хронологический анализ показал, что дуб для панели был срублен в 1483 году; учитывая время просушки древесины, работу датируют периодом вскоре после 1500 года. Это идеально согласуется со стилистическими и композиционными особенностями произведения.

С панели удалили старинную подложку-колыбель, заменив ее для стабилизации гибкой опорой. Поврежденные участки красочного слоя укрепили, а многочисленные мелкие щели вдоль стыков замаскировали обратимыми красками. Ларри Кит, глава реставрационного отдела Национальной галереи, отмечает, что алтарь для своего возраста и размера сохранился в «исключительно хорошем состоянии».

Теперь, когда картина стала наконец общественным достоянием, доступным для изучения, у специалистов появился шанс прийти к консенсусу по вопросам атрибуции. Алтарь представили широкой публике 10 мая в зале № 53 Национальной галереи

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+