Окончательно решено, что это сооружение, возведенное в Ленинграде в 1984 году, будет сохранено. Хотя еще недавно, в связи с интенсивным развитием портовой инфраструктуры, обсуждался его снос ради строительства новых объектов. Статус памятника защищает здание от уничтожения или изменения облика без согласования с органами охраны.
Решение о новом статусе Морского вокзала — часть совместной работы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Союза архитекторов Санкт-Петербурга по выявлению наиболее значимых образцов архитектуры 1950–1980-х годов. По мнению специалистов, вокзал достоин оказаться в реестре объектов культурного наследия как памятник регионального значения — правда, только после проведения историко-культурной экспертизы.
«Морской вокзал — знаковое сооружение, оно серьезно прозвучало в городе, и это правильное решение, — считает архитектор Никита Явейн. — Зданий постройки 1970–1980-х годов, которые могут претендовать на статус памятников, у нас не так уж много, их обязательно нужно сохранять».
Морской вокзал был построен по проекту архитектора Виталия Сохина (1925–1995) и его мастерской в ЛенНИИпроекте. Идея строительства на западной оконечности Васильевского острова такого объекта обсуждалась еще в 1950-е годы, но до реализации дело дошло только во второй половине 1970-х.
Виталия Сохина отправили в командировку по портовым городам Европы изучать архитектуру морских вокзалов. Изучать оказалось нечего: как написал в своем отчете Сохин, «оказывается, нигде в мире морских вокзалов не строят», и пояснил, что увидел лишь стеклянные павильоны на металлическом каркасе. Существовавшие в СССР Морской вокзал в Сочи или Речной вокзал в Москве не могли служить аналогами, их функция была, скорее, декоративно-развлекательной, а вокзал в Ленинграде должен был включать таможенную, пограничную и портовую службы, гостиницу на 600 мест, комплекс для конференций с кинозалом.
Был разработан оригинальный проект. В результате появился комплекс в стиле брутализм площадью 27 тыс. кв. м. Многоэтажное здание из железобетона окружают ряды лоджий, фасады которых, выполненные из легкого металла, напоминают паруса. Самой сложной частью стал шпиль, вдвое превышающий высоту здания. Шпиль весом около 80 т венчает эмблема-кораблик, отсылающая к образу Адмиралтейства. Каркас шпиля собрали из стальных элементов, облицевали титановыми листами и покрыли сусальным золотом.
Для устойчивости была разработана конструкция гасителей резонансных колебаний: в верхней части шпиля поместили специальные устройства, а нижнюю оттянули с помощью 1200-килограммового груза. При сильных ветрах верхняя и нижняя части шпиля начинают колебаться в противофазе, что исключает возможность его падения.
Здание Морского вокзала стало самой высокой постройкой города в 1980-х. Теперь экспертной комиссии предстоит определить предмет охраны.