18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Морской вокзал в Петербурге вновь поднимает паруса

Силуэт Морского вокзала со временем стал восприниматься как один из символических для Петербурга.  Фото: Куликов Константин / Фотобанк Лори
Силуэт Морского вокзала со временем стал восприниматься как один из символических для Петербурга.
Фото: Куликов Константин / Фотобанк Лори
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Знаменитое здание получило статус выявленного объекта культурного наследия. Похоже, что возникший недавно в Москве тренд на сохранение построек эпохи советского модернизма добрался и до Северной столицы

Окончательно решено, что это сооружение, возведенное в Ленинграде в 1984 году, будет сохранено. Хотя еще недавно, в связи с интенсивным развитием портовой инфраструктуры, обсуждался его снос ради строительства новых объектов. Статус памятника защищает здание от уничтожения или изменения облика без согласования с органами охраны.

Решение о новом статусе Морского вокзала — часть совместной работы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Союза архитекторов Санкт-Петербурга по выявлению наиболее значимых образцов архитектуры 1950–1980-х годов. По мнению специалистов, вокзал достоин оказаться в реестре объектов культурного наследия как памятник регионального значения — правда, только после проведения историко-культурной экспертизы.

«Морской вокзал — знаковое сооружение, оно серьезно прозвучало в городе, и это правильное решение, — считает архитектор Никита Явейн. — Зданий постройки 1970–1980-х годов, которые могут претендовать на статус памятников, у нас не так уж много, их обязательно нужно сохранять».

Морской вокзал был построен по проекту архитектора Виталия Сохина (1925–1995) и его мастерской в ЛенНИИпроекте. Идея строительства на западной оконечности Васильевского острова такого объекта обсуждалась еще в 1950-е годы, но до реализации дело дошло только во второй половине 1970-х.

Виталия Сохина отправили в командировку по портовым городам Европы изучать архитектуру морских вокзалов. Изучать оказалось нечего: как написал в своем отчете Сохин, «оказывается, нигде в мире морских вокзалов не строят», и пояснил, что увидел лишь стеклянные павильоны на металлическом каркасе. Существовавшие в СССР Морской вокзал в Сочи или Речной вокзал в Москве не могли служить аналогами, их функция была, скорее, декоративно-развлекательной, а вокзал в Ленинграде должен был включать таможенную, пограничную и портовую службы, гостиницу на 600 мест, комплекс для конференций с кинозалом.

Был разработан оригинальный проект. В результате появился комплекс в стиле брутализм площадью 27 тыс. кв. м. Многоэтажное здание из железобетона окружают ряды лоджий, фасады которых, выполненные из легкого металла, напоминают паруса. Самой сложной частью стал шпиль, вдвое превышающий высоту здания. Шпиль весом около 80 т венчает эмблема-кораблик, отсылающая к образу Адмиралтейства. Каркас шпиля собрали из стальных элементов, облицевали титановыми листами и покрыли сусальным золотом.

Для устойчивости была разработана конструкция гасителей резонансных колебаний: в верхней части шпиля поместили специальные устройства, а нижнюю оттянули с помощью 1200-килограммового груза. При сильных ветрах верхняя и нижняя части шпиля начинают колебаться в противофазе, что исключает возможность его падения.

Здание Морского вокзала стало самой высокой постройкой города в 1980-х. Теперь экспертной комиссии предстоит определить предмет охраны.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+