18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины

Анри Матисс. «Чай». Фото: Museum Associates / LACMA11
Анри Матисс. «Чай».
Фото: Museum Associates / LACMA11
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло

Матисс признал отцовство в 1897 году, когда Маргарите было три года, и с тех пор девочка жила с художником и его женой Амели.

Работа над выставкой, которую куратор Шарлотта Бара-Мабий подготовила совместно с реставратором Изабель Моно-Фонтен и искусствоведом Элен де Талуэ, растянулась на годы. Моно-Фонтен, до выхода на пенсию занимавшая пост заместителя директора Центра Помпиду, курировала множество выставок Матисса и имела доступ к архивам художника. А еще была знакома с Дютюи-Матисс, скончавшейся в 1982 году.

Анри Матисс с женой Амели и дочерью Маргаритой в своей студии. 1907. Фото: архив Анри Матисса
Анри Матисс с женой Амели и дочерью Маргаритой в своей студии. 1907.
Фото: архив Анри Матисса

Выставку сопровождают биография, написанная Моно-Фонтен и де Талуэ, и подробный каталог, включающий в том числе работы, которые не удалось привезти в Париж. В экспозицию вошли как широко известные произведения вроде «Девушки с черной кошкой» (1910), так и раритеты.

Поначалу были опасения, что выставка портретов окажется немного скучной. «Но Матисс постоянно переизобретает себя, — объясняет куратор. — Даже рисунки: среди них есть большие, некоторые сделаны фломастерами, есть маленькие, сделанные очень быстро в блокноте, есть такие, где одна линия выражает все лицо. Они роскошные, разнообразные, живые».

А в живописных портретах прослеживается эволюция художника. Здесь и период увлечения кубизмом, представленный полотном «Голова белая и розовая» (1914–1915), и написанный в период жизни в Ницце «Фестиваль цветов» (1922) с красками, сияющими особым, средиземноморским светом. «Однажды Матисс сказал Маргарите: „Я чувствую, что эта картина хочет увести меня в какое-то другое место. Ты пойдешь со мной по этому новому, немного безумному пути?“, — рассказывает Шарлотта Бара-Мабий. — И вот эта работа с жесткими, суровыми линиями приобретает какой-то совершенно новый характер. Несомненно, только с Маргаритой он мог позволить себе такое».

Анри Матисс. «Интерьер с читающей девушкой». 1905–1906.  Фото: MoMA, New York/Scala, Florence
Анри Матисс. «Интерьер с читающей девушкой». 1905–1906.
Фото: MoMA, New York/Scala, Florence

Дочь была единственным человеком, которого художник рисовал непрерывно на протяжении десятилетий. Впервые она появляется на «Портрете Маргариты» (1906–1907) — как маленькая девочка с черной лентой на шее, скрывающей шрам от спасительной трахеотомии, которую сделали, когда ей было семь. По этой же ленте ее можно узнать в девушке в сине-белом платье на переднем плане «Чая в саду» (1919). А на картине «Мавританская ширма» (1921) она являет собой воплощение элегантности, стоящая во всем белом, прислонившись к каминной полке с калейдоскопическими узорами на фоне.

Вскоре после создания «Мавританской ширмы», в 1923 году, Маргарита вышла замуж за ученого-византиниста Жоржа Дютюи и долгое время не позировала для Матисса. Зато она стала своего рода агентом, привлекала коллекционеров и дилеров, организовывала выставки отца, давала ему ценные советы.

«Как-то раз, когда Матисс находился на юге Франции, она заметила: „Мне кажется, папа израсходовал весь свет Ниццы“», — говорит куратор. Маргарита явно считала, что отцу нужно вернуться домой и отдохнуть.

Маргаритой Дютюи-Матисс. 1915.  Фото: архив Анри Матисса
Маргаритой Дютюи-Матисс. 1915.
Фото: архив Анри Матисса

В 1945 году в Вансе Матисс создал графический портрет дочери легким углем на бумаге. Ему тогда было 76 лет, Маргарите — за 50.

«Я обожаю Матисса, я люблю его работы. Но еще большее восхищение я испытала, когда выяснилось, каким он был отцом, — признается Бара-Мабий. — Он был внимателен, беспокоился за своих детей, и особенно за Маргариту, у которой было очень хрупкое здоровье. Он был отцом, который слушал, поощрял и поддерживал, что для начала XX века отнюдь не было само собой разумеющимся».

Музей современного искусства, Париж
«Матисс и Маргарита. Глазами отца»
До 24 августа

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+