18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бычкова — Кольцов: увидеть Париж и остаться в Москве

Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Выставка в Музее Москвы посвящена позабытой супружеской паре художников — Александре Бычковой и Сергею Кольцову, творчество которых привлечет всех любителей ранней советской живописи, скульптуры, а также вышивки

Одной из самых ярких московских выставок прошедшего года была «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х — 1930-х», состоявшаяся в Музее Москвы. Ее главным сюжетом стали различные ипостаси советской женщины межвоенных лет, а отдельными героинями — представительницы мира искусства того периода с акцентом на то, как они вписывались в новый быт, в том числе благодаря работам в области декоративно-прикладного искусства. Нынешняя выставка — это своего рода сиквел, она посвящена одной из героинь «Москвички» — Александре Бычковой. Там ей был выделен небольшой закоулок — теперь же мы видим полноценную панораму творчества, причем к героине присоединился ее муж, художник Сергей Кольцов.

Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Как рассказала нам куратор выставки Ксения Гусева, исследовательница советской моды и текстиля, старший научный сотрудник Музея Москвы, при создании «Москвички» она занималась разделами, посвященными конкретным художницам. Именно так родилась идея сделать отдельный проект. «Я увидела очень яркий отклик среди посетителей выставки на творчество Александры Бычковой, которой я занимаюсь уже много лет, и давно думала о том, чтобы сделать ее ретроспективу, но я понимала определенные риски, так как эта художница не стоит в первых рядах советского искусства», — говорит Гусева.

Действительно, для широкой аудитории, да, впрочем, и для достаточно образованных в художественной области людей, оба героя новой выставки — персонажи практически неизвестные. Так что она стала для них возможностью вернуться из небытия.

Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Александра Григорьевна Бычкова (1892–1985) родилась в семье конторщика из крестьян. В юности зарабатывала шитьем, продемонстрировала большие способности к рисованию и до революции успела окончить Строгановское училище, а после — поступила во ВХУТЕМАС, причем все это время специализируясь на художественной вышивке. В 1928 году Бычкова вместе с мужем отправилась в творческую командировку в Париж, где супруги прожили четыре года. Там она много работала в области графического дизайна, стала заниматься живописью. По возвращении в СССР художница оставила вышивку, почти полностью переключившись на более «серьезные» техники, а в живописи сосредоточилась на пейзаже и натюрморте. При этом из громких советских течений она выпала, несмотря на очевидный высокий уровень мастерства.

Более известен ее супруг, скульптор Сергей Васильевич Кольцов (1892–1951). Впрочем, известность эта условна. Москвичам, конечно же, попадались на глаза сделанные им статуи на станции метро «Бауманская», скульптуры на крыше Ленинки, в создании которых (в числе других советских скульпторов) он участвовал, а также скульптуры на фасаде Большого театра, восстановлением которых он занимался. Внимательный посетитель музеев также мог обратить на него внимание на недавней выставке «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Однако столь крупного персонального показа председатель секции скульпторов Московского союза художников и декан факультета монументально-декоративной скульптуры Строгановки в новейшее время еще не получал.

Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Важнейшим водоразделом в творчестве супругов стало их четырехлетнее пребывание в Париже с работой на местных заказчиков, что отражено в названии выставки. По словам куратора, поездка во Францию оказала на них сильное влияние и с художественной точки зрения, и с идеологической. «На каждом этапе жизненного пути они впитывали культуру города, в котором жили, и очень тонко это отражали в своем творчестве, при этом не забывая про себя. И это тоже сквозная тема выставки о некоем взаимодействии с историческими событиями, как художник может встраиваться в художественные повороты», — объясняет Ксения Гусева.

Вторая значимая линия — это взаимосвязь супругов как творцов. «Мне было важно их показать вместе, потому что все время их как будто бы отделяют друг от друга, лишь упоминая, что Кольцов — это муж Бычковой, а Бычкова — жена Кольцова. Мне хотелось их запараллелить. Это позволит зрителю увидеть, насколько они оказывали влияние друг на друга, насколько они пытались нащупать свои какие-то авторские подходы и при этом были взаимозависимы друг от друга», — рассказывает Гусева.

Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Выставка, выполненная на уже привычном для Музея Москвы высоком уровне, позволяет зрителю увидеть еще один фрагмент художественной мозаики советского прошлого. Но с небольшим окошком в Париж.

Музей Москвы
«Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов»
До 24 августа

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+