18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Абстрактное искусство в диалоге эпох

Игорь Вулох. «Блочный пейзаж». Диптих. 1970. Фото: RuArts
Игорь Вулох. «Блочный пейзаж». Диптих. 1970.
Фото: RuArts

В групповую выставку «Шепот линий, шум цвета» в галерее Ruarts вошли абстрактные произведения самых разных российских авторов — от шестидесятников до художников уличной волны

В галерее Ruarts 20 июня откроется выставка «Шепот линий, шум цвета» под кураторством Катрин Борисов, арт-директора галереи и фонда Ruarts. В экспозиции она соединила работы современных авторов (большинство из них — художники уличной волны) с наследием представителей нонконформизма, чтобы продемонстрировать эксперименты с цветом, формой и ритмом. Вниманию зрителя представят работы 20 художников, выполненные в разных техниках: масляная и акриловая живопись, фотография, коллаж и скульптура.

Собранные в проекте произведения сегодняшних творцов вступают в диалог с наследием классиков неофициального советского искусства, которые в условиях цензуры находили в абстракционизме способ высказывания идей и выражения эмоций. Абстракционизм, для которого характерны уход от фигуративности, колоризм, геометричность и экспрессия, стал для этих художников символом творческой свободы.

Petro. System 3. 2024.  Фото: RuArts
Petro. System 3. 2024.
Фото: RuArts

Абстрактное искусство не привязано к миру внешнему, его сюжеты — не бомбардировка испанского города, как на черно-белом полотне Пабло Пикассо «Герника», не зеленоватая лента реки, отражающая лунный свет, как на пейзаже Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», не мифическое божество, напоминающее лешего из русских сказок, с картины Михаила Врубеля «Пан». Сюжеты картин из серии «Композиции» Василия Кандинского, которого принято считать основателем абстракционизма, были визуализацией нематериальных образов, а точнее, музыки. Художник «слышал» цвета и соединял голубой, красный, желтый со звучанием виолончели, барабана и флейты.

Сюжетом ассамбляжей Алексея Луки (один из них — «55 км от города» — вошел в состав выставки) стал акцент на внутренние процессы, изображение «среза» здания. Московский художник с уличным бэкграундом начал создавать ассамбляжи после нижегородского фестиваля 2014 года «Новый город», который был нацелен на привлечение внимания к местным ветхим объектам деревянной архитектуры. Тогда Лука впервые на дощатой стене веранды старого дома создал композицию из деревянных элементов.

Алексей Лука. «55 км от города». 2023.  Фото: RuArts
Алексей Лука. «55 км от города». 2023.
Фото: RuArts

Художник-нонконформист Игорь Вулох, даже будучи абстракционистом, в своих работах всегда придерживался связи с природой. Вошедший в экспозицию диптих «Блочный пейзаж» будто изображает покрытый омертвевшей растительностью холм, написанный в меланхоличных февральских тонах. Но это лишь догадка, ведь, как и принято в абстракционизме, на полотнах этого автора нет узнаваемых образов окружающей реальности.

Цветовой палитре Вулоха противопоставлено произведение «Дуэт» еще одного представителя неофициального советского искусства — Николая Вечтомова из Лианозовской группы. Узнаваемый стиль Вечтомова называют символическим абстракционизмом, лирическим экспрессионизмом и биоморфным сюрреализмом. Характерные для работ художника мотив разрушения и резкие цветовые контрасты отражают жизненный опыт творца — участника Великой Отечественной войны, во время которой он попал в плен, бежал и присоединился к чешским партизанам.

Риккардо Мурелли. Серия Rilievografie. Introspecttiche 8. 2013. Фото: RuArts
Риккардо Мурелли. Серия Rilievografie. Introspecttiche 8. 2013.
Фото: RuArts

В 2011 году галерея Ruarts впервые в России провела выставку современного итальянского скульптора-абстракциониста Риккардо Мурелли, познакомив любителей искусства с его серией скульптур, живописных и графических полотен «Интроспекция». Работа из этой серии вошла в экспозицию «Шепот линий, шум цвета». Мурелли начинал творческий путь в качестве живописца, а затем, работая ассистентом у американского скульптора Беверли Пеппер, перешел к абстрактной скульптуре. Своими учителями он называет мастеров авангарда Владимира Татлина и Александра Родченко.

Гости выставки также увидят работы Setting Sun Кирилла Ашастина, «Знак» Леонида Борисова и Plants Mood 3 Ивана Найнти.

Галерея Ruarts
«Шепот линий, шум цвета»
20 июня — 24 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+