18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Абстрактное искусство в диалоге эпох

Игорь Вулох. «Блочный пейзаж». Диптих. 1970. Фото: RuArts
Игорь Вулох. «Блочный пейзаж». Диптих. 1970.
Фото: RuArts

В групповую выставку «Шепот линий, шум цвета» в галерее Ruarts вошли абстрактные произведения самых разных российских авторов — от шестидесятников до художников уличной волны

В галерее Ruarts 20 июня откроется выставка «Шепот линий, шум цвета» под кураторством Катрин Борисов, арт-директора галереи и фонда Ruarts. В экспозиции она соединила работы современных авторов (большинство из них — художники уличной волны) с наследием представителей нонконформизма, чтобы продемонстрировать эксперименты с цветом, формой и ритмом. Вниманию зрителя представят работы 20 художников, выполненные в разных техниках: масляная и акриловая живопись, фотография, коллаж и скульптура.

Собранные в проекте произведения сегодняшних творцов вступают в диалог с наследием классиков неофициального советского искусства, которые в условиях цензуры находили в абстракционизме способ высказывания идей и выражения эмоций. Абстракционизм, для которого характерны уход от фигуративности, колоризм, геометричность и экспрессия, стал для этих художников символом творческой свободы.

Petro. System 3. 2024.  Фото: RuArts
Petro. System 3. 2024.
Фото: RuArts

Абстрактное искусство не привязано к миру внешнему, его сюжеты — не бомбардировка испанского города, как на черно-белом полотне Пабло Пикассо «Герника», не зеленоватая лента реки, отражающая лунный свет, как на пейзаже Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», не мифическое божество, напоминающее лешего из русских сказок, с картины Михаила Врубеля «Пан». Сюжеты картин из серии «Композиции» Василия Кандинского, которого принято считать основателем абстракционизма, были визуализацией нематериальных образов, а точнее, музыки. Художник «слышал» цвета и соединял голубой, красный, желтый со звучанием виолончели, барабана и флейты.

Сюжетом ассамбляжей Алексея Луки (один из них — «55 км от города» — вошел в состав выставки) стал акцент на внутренние процессы, изображение «среза» здания. Московский художник с уличным бэкграундом начал создавать ассамбляжи после нижегородского фестиваля 2014 года «Новый город», который был нацелен на привлечение внимания к местным ветхим объектам деревянной архитектуры. Тогда Лука впервые на дощатой стене веранды старого дома создал композицию из деревянных элементов.

Алексей Лука. «55 км от города». 2023.  Фото: RuArts
Алексей Лука. «55 км от города». 2023.
Фото: RuArts

Художник-нонконформист Игорь Вулох, даже будучи абстракционистом, в своих работах всегда придерживался связи с природой. Вошедший в экспозицию диптих «Блочный пейзаж» будто изображает покрытый омертвевшей растительностью холм, написанный в меланхоличных февральских тонах. Но это лишь догадка, ведь, как и принято в абстракционизме, на полотнах этого автора нет узнаваемых образов окружающей реальности.

Цветовой палитре Вулоха противопоставлено произведение «Дуэт» еще одного представителя неофициального советского искусства — Николая Вечтомова из Лианозовской группы. Узнаваемый стиль Вечтомова называют символическим абстракционизмом, лирическим экспрессионизмом и биоморфным сюрреализмом. Характерные для работ художника мотив разрушения и резкие цветовые контрасты отражают жизненный опыт творца — участника Великой Отечественной войны, во время которой он попал в плен, бежал и присоединился к чешским партизанам.

Риккардо Мурелли. Серия Rilievografie. Introspecttiche 8. 2013. Фото: RuArts
Риккардо Мурелли. Серия Rilievografie. Introspecttiche 8. 2013.
Фото: RuArts

В 2011 году галерея Ruarts впервые в России провела выставку современного итальянского скульптора-абстракциониста Риккардо Мурелли, познакомив любителей искусства с его серией скульптур, живописных и графических полотен «Интроспекция». Работа из этой серии вошла в экспозицию «Шепот линий, шум цвета». Мурелли начинал творческий путь в качестве живописца, а затем, работая ассистентом у американского скульптора Беверли Пеппер, перешел к абстрактной скульптуре. Своими учителями он называет мастеров авангарда Владимира Татлина и Александра Родченко.

Гости выставки также увидят работы Setting Sun Кирилла Ашастина, «Знак» Леонида Борисова и Plants Mood 3 Ивана Найнти.

Галерея Ruarts
«Шепот линий, шум цвета»
20 июня — 24 августа

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+