18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Абстрактное искусство в диалоге эпох

Игорь Вулох. «Блочный пейзаж». Диптих. 1970. Фото: RuArts
Игорь Вулох. «Блочный пейзаж». Диптих. 1970.
Фото: RuArts

В групповую выставку «Шепот линий, шум цвета» в галерее Ruarts вошли абстрактные произведения самых разных российских авторов — от шестидесятников до художников уличной волны

В галерее Ruarts 20 июня откроется выставка «Шепот линий, шум цвета» под кураторством Катрин Борисов, арт-директора галереи и фонда Ruarts. В экспозиции она соединила работы современных авторов (большинство из них — художники уличной волны) с наследием представителей нонконформизма, чтобы продемонстрировать эксперименты с цветом, формой и ритмом. Вниманию зрителя представят работы 20 художников из фонда Ruarts, выполненные в разных техниках: масляная и акриловая живопись, фотография, коллаж и скульптура.

Собранные в проекте произведения сегодняшних творцов вступают в диалог с наследием классиков неофициального советского искусства, которые в условиях цензуры находили в абстракционизме способ высказывания идей и выражения эмоций. Абстракционизм, для которого характерны уход от фигуративности, колоризм, геометричность и экспрессия, стал для этих художников символом творческой свободы.

Petro. System 3. 2024.  Фото: RuArts
Petro. System 3. 2024.
Фото: RuArts

Абстрактное искусство не привязано к миру внешнему, его сюжеты — не бомбардировка испанского города, как на черно-белом полотне Пабло Пикассо «Герника», не зеленоватая лента реки, отражающая лунный свет, как на пейзаже Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», не мифическое божество, напоминающее лешего из русских сказок, с картины Михаила Врубеля «Пан». Сюжеты картин из серии «Композиции» Василия Кандинского, которого принято считать основателем абстракционизма, были визуализацией нематериальных образов, а точнее, музыки. Художник «слышал» цвета и соединял голубой, красный, желтый со звучанием виолончели, барабана и флейты.

Сюжетом ассамбляжей Алексея Луки (один из них — «55 км от города» — вошел в состав выставки) стал акцент на внутренние процессы, изображение «среза» здания. Московский художник с уличным бэкграундом начал создавать ассамбляжи после нижегородского фестиваля 2014 года «Новый город», который был нацелен на привлечение внимания к местным ветхим объектам деревянной архитектуры. Тогда Лука впервые на дощатой стене веранды старого дома создал композицию из деревянных элементов.

Алексей Лука. «55 км от города». 2023.  Фото: RuArts
Алексей Лука. «55 км от города». 2023.
Фото: RuArts

Художник-нонконформист Игорь Вулох, даже будучи абстракционистом, в своих работах всегда придерживался связи с природой. Вошедший в экспозицию диптих «Блочный пейзаж» будто изображает покрытый омертвевшей растительностью холм, написанный в меланхоличных февральских тонах. Но это лишь догадка, ведь, как и принято в абстракционизме, на полотнах этого автора нет узнаваемых образов окружающей реальности.

Цветовой палитре Вулоха противопоставлено произведение «Дуэт» еще одного представителя неофициального советского искусства — Николая Вечтомова из Лианозовской группы. Узнаваемый стиль Вечтомова называют символическим абстракционизмом, лирическим экспрессионизмом и биоморфным сюрреализмом. Характерные для работ художника мотив разрушения и резкие цветовые контрасты отражают жизненный опыт творца — участника Великой Отечественной войны, во время которой он попал в плен, бежал и присоединился к чешским партизанам.

Риккардо Мурелли. Серия Rilievografie. Introspecttiche 8. 2013. Фото: RuArts
Риккардо Мурелли. Серия Rilievografie. Introspecttiche 8. 2013.
Фото: RuArts

В 2011 году галерея Ruarts впервые в России провела выставку современного итальянского скульптора-абстракциониста Риккардо Мурелли, познакомив любителей искусства с его серией скульптур, живописных и графических полотен «Интроспекция». Работа из этой серии вошла в экспозицию «Шепот линий, шум цвета». Мурелли начинал творческий путь в качестве живописца, а затем, работая ассистентом у американского скульптора Беверли Пеппер, перешел к абстрактной скульптуре. Своими учителями он называет мастеров авангарда Владимира Татлина и Александра Родченко.

Гости выставки также увидят работы Setting Sun Кирилла Ашастина, «Знак» Леонида Борисова и Plants Mood 3 Ивана Найнти.

Галерея Ruarts
«Шепот линий, шум цвета»
20 июня — 24 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
5
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+