18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове

Николай Гущин. «Элегия». Фото: Дом русского зарубежья
Николай Гущин. «Элегия».
Фото: Дом русского зарубежья
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой

Если бы кто-то решил снять художественный фильм про художника Николая Гущина (1888–1965), то его образ сочли бы собирательным. Родился в семье сельского учителя в Вятской губернии, детство и юность провел в Перми, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Абрама Архипова, Константина Коровина, Сергея Малютина и Леонида Пастернака. Дружил с футуристами, выставлялся с передвижниками. В 1919 году бежал от белого и красного террора через Дальний Восток. Почти 30 лет провел в эмиграции: Китай, Франция, Монако. Несмотря на успех и признание в художественных кругах, стремился на родину. В 1932 году подавал прошение в советское посольство в Париже, но безрезультатно. В войну участвовал в Сопротивлении. В 1947-м, в возрасте 59 лет, наконец получил разрешение вернуться в СССР, но без права проживания в столице и крупных городах. Так Гущин оказался в Саратове — городе, с которым до этого его ничего не связывало. По предписанию властей он был принят на работу реставратором в Радищевский музей и даже целый семестр преподавал в Саратовском художественном училище, откуда его уволили из-за коллективного доноса преподавателей (потому что приезжий из Франции не должен учить советскую молодежь!).

Благодаря эмиграции Гущин — как личность и как автор — сохранил внутреннюю свободу. Начисто лишенный страха перед системой, он казался вызывающе нездешним, по словам одного из современников, будто несущим «в себе кусочек Парижа». Немудрено, что после участия в двух областных (1948, 1955) и одной всероссийской (1957) выставках последовало его полное отстранение от художественной жизни.

Николай Гущин. «Автопортрет (Внутренним взором)».   Фото: Дом русского зарубежья
Николай Гущин. «Автопортрет (Внутренним взором)».
Фото: Дом русского зарубежья

«За годы, проведенные в Саратове, вокруг Гущина сформировалась группа молодых художников, впоследствии ставших яркими представителями неофициального искусства, которое вошло в историю под названием „круг Гущина“», — рассказывает заведующая отделом современного искусства Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева Елена Дорогина. Она стала одним из кураторов выставки, открывшейся в Доме русского зарубежья (второй куратор — заведующая научно-экспозиционным отделом этой институции Дина Гаврилова).

Сложилась уникальная ситуация, отраженная в названии выставки: для Саратова Николай Гущин стал знаменитой, даже легендарной фигурой, но повсеместно он остается художником практически неизвестным. В экспозиции более 60 работ. В первом разделе представлены произведения периода эмиграции (1919–1946), в основном из частных собраний. Второй раздел можно обозначить как «саратовский» (1947–1965), здесь основу составляют картины из Радищевского музея. Наблюдая творчество Гущина в развитии, видишь, как менялась его живописная манера, нарастали трагизм и символическая образность. Изыс­канные женские портреты эмигрантского времени (например, «Портрет графини де Мопа», 1934) сменяются почти бесплотными образами прекрасных дам, которых Гущин называл «голубыми видениями» («Ноктюрн», 1955; «Вечность», 1961; «Баллада»). Нарастает мистическое звучание и в пейзажах. Натурные композиции постепенно трансформируются в сказочные, наполненные мистическим светом («Сказочный лес», 1950-е; «Осенняя оргия», 1957–1958). И конечно, одно из самых сильных впечатлений выставки — это автопортреты, где художник изображает себя в виде пророка, демиурга, проникающего в тайны Вселенной. Не случайно Гущин говорил: «…художник должен писать то, что видит. Но видеть он должен глазами „духа“ вне света дня и вне света ночи».

Николай Гущин. Эскиз к картине «Вечность».Фото: Дом русского зарубежья
Николай Гущин. Эскиз к картине «Вечность».
Фото: Дом русского зарубежья

Ощущение сопричастности к тайне бытия, свойственное художнику, привело его к формированию самобытной, узнаваемо гущинской живописной манеры — темпераментной, с использованием сложной техники многослойного письма. «Интенсивный цвет, преображая реальность, приобретает характер метафоры, — замечает Елена Дорогина, — а сама живопись, словно пронизанная внутренним светом, напоминает россыпь драгоценных камней».

Дом русского зарубежья им. А.Солженицына
«Николай Гущин. Известный неизвестный»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
5
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+