18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей
Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год
Фото: Государственный исторический музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Государственный исторический музей 25 июня открывает в Москве новый филиал — Центральный музей российского казачества. Экспозиция рассказывает об этом историческом и социальном явлении с точки зрения современной государственной политики

История нового учреждения началась много лет назад и была терниста. Ветераны Центрального казачьего войска написали письмо Владимиру Путину с просьбой о выделении здания еще в 2013 году. Первое заседание рабочей группы по созданию музея состоялось в Российском военно-историческом обществе (РВИО) в начале 2017 года; тогда планировалось, что Музей казачества станет частью будущего музея РВИО на Большой Никитской улице. Через несколько месяцев эстафету перехватил Государственный исторический музей. Было решено, что такого рода музей будет все-таки его филиалом и разместится на Измайловском острове, в зданиях, принадлежащих ГИМ. Там Музей казачества собирались открыть в 2020 году, но в итоге от этих сроков и локации пришлось отказаться.

Идея, в отличие от многих других, не сошла на нет, ибо концепция казачества с его декларированным патриотизмом весьма важна для современной России, так что в перечне поручений президента есть и вопрос «реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества».

Центральный музей российского казачества. Фото: Государственный исторический музей
Центральный музей российского казачества.
Фото: Государственный исторический музей

В конце концов Музею казачества выделили ампирное здание в районе Пречистенки — в Большом Лёвшинском переулке, поблизости от музея-мастерской Анны Голубкиной. Это бывшее Дворцовое ведомство — императорское казенное учреждение, где располагались чиновничьи квартиры (одним из жильцов был Иван Забелин, вошедший впоследствии в число основателей Исторического музея). Приспособить строение к музейным функциям было непросто, в частности из-за недостаточно высоких потолков. Реставрация здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, а также создание экспозиции заняли больше года.

Экспозицией занимался заведующий научно-экспозиционным отделом ГИМ Виктор Безотосный, один из ведущих отечественных специалистов по истории казачества и эпохе Наполеоновских войн. В 2023 году он выступал куратором выставки «Казачья гвардия — гордость Российской империи», которая была своего рода репетицией постоянной экспозиции будущего филиала и показала публике, каков будет ее характер.

Что получилось в итоге? Экспозиция площадью более 550 кв. м заняла 16 залов (общая площадь здания 1,6 тыс. кв. м). Тематически она охватила историю всех казачьих войск Российской императорской армии и даже более ранний период формирования сословия — с XV века. Географически тут представлена почти вся страна, вплоть до Владивостока, а ведь об огромном пространственном охвате казачьего расселения нередко забывают, поскольку его затмевают пиар-успехи Дона и Кубани в советском кинематографе.

Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1860-е годы. Фото: Государственный исторический музей
Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1860-е годы.
Фото: Государственный исторический музей

В экспозиции представлено более 800 предметов из собрания ГИМ: нумизматическая коллекция, казачьи награды (грамоты, жалованные ковши и сабли, именные медали), оружие, униформа и знамена, коллекция живописи, графики, скульп­туры, материалы из фондов письменных источников, карты, мемориальные вещи и прочее.

На первом этаже разместилось 12 залов, рассказывающих историю казачества вплоть до революции. Еще 4 зала на втором этаже посвящены оставшемуся, более смутному современному периоду — времени Гражданской и Великой Оте­чественной войн, возрождению казачества в постсоветский период; здесь говорится о казаках — участниках СВО, а также о культурном вкладе казаков в искусство, в частности о Государственном академическом Кубанском казачьем хоре.

В экспозиции музея будет широко представлен мультимедийный контент. На цокольном этаже организовано общественное пространство: видеозал, центр казачьей культуры и многофункциональный зал для проведения различных мероприятий. Как отмечают в ГИМ, новое подразделение станет методическим центром для координации музеев казачества в регионах: Забайкальском, Краснодарском, Ставропольском краях и Омской, Оренбургской, Ростовской, Челябинской и других областях.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
5
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+