18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спасение культурного наследия — дело рук самих нуждающихся?

Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире.  Фото: World Monuments Fund
Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире.
Фото: World Monuments Fund
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Указ Трампа о сокращении зарубежной помощи от США неизбежно ударит по программам защиты объектов наследия целого ряда регионов планеты. В число международных организаций, которым отказано в американских грантах, попал и Всемирный фонд памятников

Ликвидация Госдепартаментом США зарубежных грантовых программ ставит под угрозу гуманитарные организации и организации по охране культурного наследия во всем мире. Эти средства позволяли реализовывать программы по сохранению находящихся под угрозой объектов и поддерживать низовые проекты в регионах с ограниченными ресурсами. Уменьшение финансирования может привести к разрушению бесценных исторических памятников, утрате артефактов и сокращению международного сотрудничества в области охраны наследия.

Нынешняя администрация президента США суммарно планирует урезать около $60 млрд иностранной помощи и уже закрыла примерно 45% всех зарубежных грантов, что фактически означает упразднение приблизительно 4 тыс. из более чем 9 тыс. существующих грантов. В частности, Всемирный фонд памятников, штаб-квартира которого расположена в Нью-Йорке, сообщил, что получил уведомление о закрытии семи грантов от правительства США на общую сумму более $800 тыс., что составляет приблизительно половину его государственного финансирования. За последние два десятилетия Всемирный фонд памятников получил от правительства США 70 грантов на общую сумму более $25 млн.

Представители организации предельно осторожно подбирают формулировки, чтобы не «вызвать волну всеобщего беспокойства», и не уточняют, в какой мере пострадают отдельные гранты. «Мы не хотим вызвать чрезмерное беспокойство у наших партнеров на местах и не хотим забегать вперед, — говорит Бенедикт де Монлор, президент и исполнительный директор Всемирного фонда памятников. — Мы получили уведомление о закрытии, и нам сообщили, что оно окончательное, но мы не можем сказать наверняка, что эти гранты не будут восстановлены. Мы не умеем предсказывать будущее».

В число затронутых сокращением проектов Всемирного фонда памятников входят реставрационные работы в старом здании Колледжа Фура-Бей в Сьерра-Леоне — первого западного университета в так называемой Черной Африке, который был основан в 1827 году. Здание сильно пострадало во время гражданской войны в Сьерра-Леоне и в пожаре, произошедшем в 1999 году. Это одна из немногих сохранившихся исторических достопримечательностей в столице страны Фритауне. Последние четыре года Всемирный фонд памятников работал над восстановлением здания; его первый этап, в рамках которого местное население приняло участие в разработке концепции реставрационного проекта, завершился в 2023 году. По окончании работ здесь разместится детская музыкальная школа. «Старое здание Колледжа Фура-Бей служит символом восстановления после конфликта, — рассказывает де Монлор. — Его реконструкция изменит облик района и даст детям новые возможности».

Реставрация Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире. Фото: World Monuments Fund
Реставрация Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире.
Фото: World Monuments Fund

Среди других проектов, финансирование которых было прекращено, — реставрация Такийята Ибрагима аль-Гюльшани в Каире, османского жилого и религиозного комплекса, построенного в 1519–1524 годах. На протяжении десятилетий он страдал от вандализма, природных катаклизмов и последствий политической нестабильности. В сотрудничестве с Министерством туризма и древностей Египта Всемирный фонд памятников подготовил план его реставрации и в 2018 году приступил к восстановительным работам на $500 тыс., выделенных Фондом послов США по сохранению культурного наследия. «Благодаря этому проекту египетские реставраторы и студенты получили возможность пройти обу­чение на практике, что обеспечило непрерывность экспертизы в области наследия в регионе», — объясняет де Монлор.

Критерии, по которым принимались решения о закрытии отдельных грантов, неясны, но организациям сообщили, что гранты анализировали в соответствии с директивой администрации Трампа «Америка прежде всего», которая, как утверждают в Белом доме, призвана «защищать ключевые интересы Америки, ставя Америку и американских граждан на первое место».

«Правительство ведет пересмотр своей внешней политики и дипломатических приоритетов, — говорит де Монлор. — Госдепартамент всегда поддерживал наследие, потому что это отличный инструмент культурной дипломатии. Мы надеемся, что так будет и впредь, поскольку уверены, что это безусловно служит интересам Америки».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+