18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Алла Есипович-Рогинская: «Советская скульптура ничуть не уступает мировой»

Алла Есипович-Рогинская в интерьере с предметами из своей коллекции.  Фото: Константин Рассохин/Собака
Алла Есипович-Рогинская в интерьере с предметами из своей коллекции.
Фото: Константин Рассохин/Собака
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Мало кто в России коллекционирует скульптуру. Еще меньше тех, кого восхищает советская скульптура. Алла Есипович-Рогинская как раз такой коллекционер. Она собирает самые знаковые и редкие произведения пластики первой трети ХХ века

Вы были фотографом, потом стали заметной как куратор. Многие помнят выставку «Круг Петрова-Водкина» в Русском музее и ваш проект с РОСИЗО «17/37. Советская скульптура. Взлет» в московском Новом Манеже. Немало экспонатов на «Взлете» были из вашей личной коллекции?

Я меняла профессиональную жизнь радикально несколько раз. В выставке «17/37. Советская скульптура. Взлет» участвовало порядка 20 музеев и архивов. И только одно — мое — частное собрание. Так получилось, потому что это время — первая треть ХХ века — и является самым главным в поле моих интересов. И еще потому что коллекций скульптуры вообще мало, это редкость.

Я как куратор занималась проектом «Круг Петрова-Водкина» в Русском музее. Там тоже было много моих работ.

БИОГРАФИЯ
Алла Есипович-Рогинская

Коллекционер, куратор, фотограф

Родилась в Ленинграде

Окончила Государственный университет культуры и искусств по специальности «культурология и арт-экспертиза»

2000–2004 возглавляла фотодепартамент в журнале «СПб. Собака.ru»

C 2003 регулярно выставляется в России и за рубежом. Участница более 60 выставочных проектов. Работы находятся в собраниях отечественных и зарубежных музеев, а также в частных коллекциях Германии, Нидерландов, России и США

2016 куратор выставки «Круг Петрова-Водкина» в Государственном Русском музее

2023 куратор раздела «Скульптура и монументальное искусство» на выставке РОСИЗО «ДК СССР» к 100-летию СССР в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва)

2023 куратор выставки РОСИЗО «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже (Москва)

2025 куратор выставки «Сергей Коненков. XX век» — совместного проекта РОСИЗО и Нижегородского государственного художественного музея

Живет и работает в Санкт-Петербурге

Еще…

А когда вы начали коллекционировать скульптуру? Что было толчком?

Моя подруга обратилась ко мне с просьбой помочь продать несколько работ Дмитрия Цаплина. Когда я приехала в Москву и посмотрела на эти вещи, сердце мое забилось, я абсолютно влюбилась в них. Я тогда не знала, кто такой Цаплин. Мне очень повезло, что первым скульптором, с которым столкнула меня жизнь, был именно он. Гений. Недооцененный. С трагической судьбой. И после этого мой интерес к скульптуре стал стремительно расти.

Среди искусствоведов есть предубеждение против советской «монументалки», потому что задача этого искусства — агитация и пропаганда. В чем для вас художественная ценность этого периода в советской скульптуре?

Смотря каких искусствоведов. Каждый случай надо рассматривать отдельно. У меня нет ничего несоветского, почти, но вместе с тем я человек, чьи близкие пострадали от репрессий. И это во мне есть и ментально, и генетически.

Простого ответа на этот вопрос нет. Политический заказ часто выдавался самым талантливым и самым лучшим. И скульп­торы эти, художники, были искренни в своем порыве. А скульптура советская — и это мое убеждение — ничуть не уступает мировой.

Сергей Кольцов. «Рука рабочего». 1928–1930.  Фото: Алла Есипович-Рогинская
Сергей Кольцов. «Рука рабочего». 1928–1930.
Фото: Алла Есипович-Рогинская

В вашей коллекции есть многофигурный горельеф, изображающий митинг по поводу открытия памятника. Очень неожиданный.

Эту вещь начала 1920-х годов мы можем назвать политическим заказом. Наверняка она таковым являлась. Мария Страховская сделала работу по фотографии митинга, на котором выступал Ленин, по случаю закладки Памятника освобожденному труду (фото датируется 1 мая 2020 года, митинг проходил на Пречистенской набережной. — TANR). Памятник так и не открылся. В этой работе продемонстрированы все типажи эпохи. При этом она барочная, заверченная, многодельная и странная. Это авторский гипс, бронзированный, внутри армированный. Таких вещей этого времени почти не сохранилось. Страховская — профессиональный скульптор. Она была очень успешна, работая на Ленинградском фарфоровом заводе.

Есть много следов эпохи, которые являются «артефактами»: статуарные комсомольцы, спортсмены, матросы в бесчисленном количестве заполняли все площади нашей страны. Но я коллекционирую другое. Пластику. Этого осталось очень мало. Мастерские многие сгорели. Бронза была переплавлена как стратегический материал. Лучшие вещи часто попадали в музеи, что справедливо.

Скульптура тоже тиражный вид искусства, как гравюра или фото, если речь идет о бронзе. И есть некое число отливок. Какие у вас здесь правила, принципы?

Есть несколько принципов, которых я придерживаюсь. Первое — это провенанс. Я все, кроме бронзы, приобретаю в семьях. Ну да, а где их еще возьмешь? Я не верю в то, что что-то появляется ниоткуда. Лучшие вещи были опубликованы в старых книгах. Например, вот мой Мотовилов (Георгий Мотовилов, лауреат Сталинской премии, автор оформления многих станций московского метро. — TANR) или Кольцов. Его «Рука рабочего» сейчас уехала на четыре месяца на выставку в Музей Москвы, которая называется «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов».

Георгий Мотовилов. «Красноармеец на коне». 1925. Фото: Алла Есипович-Рогинская
Георгий Мотовилов. «Красноармеец на коне». 1925.
Фото: Алла Есипович-Рогинская

Для меня приоритетный материал — это камень и дерево. Это мои любимые. Все, что идет из земли, — это мне важно. То, что руками делано, руками скульптора. Хотя бронзовые вещи тоже прекрасны.

Теперь про бронзу. То, что вы говорили про номера отливок, — у нас в стране не было такой практики. Это есть у современных художников, которые уже находятся внутри мирового контекста. Есть реставраторы, с которыми я советуюсь. Я не приобретаю поздние отливки. Когда у тебя появляется опыт, ты научаешься это различать.

Каков ценовой диапазон на этот период скульптуры? Самая дорогая в мире скульптура — это Джакометти. А если мы говорим о нашей стране?

Я не дам вам конкретных ответов, но по сравнению с мировой скульптурой наша очень недооценена. Мы вместе с коллегами работаем в этом направлении. Я хочу показывать, сравнивать и интегрировать ее в мировой контекст.

Хотелось бы, чтобы прозвучали какие-то имена.

Я не могу приобрести все то, что хотела бы иметь, но в рамках моих возможностей (да и любых): Дмитрий Цаплин, Сергей Кольцов, Леопольд Дитрих. Это скульпторы очень важные. У меня есть одна работа Бориса Даниловича Королева. Он совсем великий. У него был очень короткий период, когда он авангардом занимался, делал конструктивистские вещи. Крандиевская Надежда Васильевна. Сосланбек Тавасиев.

Работа Иннокентия Суворова. Это единственная сохранившаяся в частных собраниях «филоновская» вещь. Инвалид 1920-х годов. Деревянная. Я горжусь ею очень. Вообще, наверное, надо покупать те вещи, которыми ты будешь гордиться. Плюс мне важно сохранить память о скульпторах, которые погибли во время войны и умерли в блокаду. Это звучит, может, пафосно, но мне это важно.

Слева: Сосланбек Тавасиев. «Голова красноармейца». 1920-е. Справа: Алексей Зернов. «Талант — это сконцентрированное целеустремление». 1924.  Фото: Алла Есипович-Рогинская
Слева: Сосланбек Тавасиев. «Голова красноармейца». 1920-е. Справа: Алексей Зернов. «Талант — это сконцентрированное целеустремление». 1924.
Фото: Алла Есипович-Рогинская

Сколько примерно работ в вашей коллекции?

У меня порядка 40 вещей. Это немного. Из них 30 самых-самых. На те деньги, на которые я приобрела эти 30, я могла бы купить тысячу других работ, не столь значительных.

Хотелось бы поговорить о разновидностях скульптуры. У вас есть еще спортивная линия. Может быть, наиболее традиционная в этом периоде. Например, Елена Янсон-Манизер, которая знаменита рельефами на станции метро «Динамо» в Москве.

Собирать скульптуру первой трети ХХ века и уйти от темы спорта невозможно. Что касается Матвея и Елены Манизеров, то в Ленинграде, на заводе «Красный выборжец», в цехе художественного литья ими была создана первая советская спортивная бронза. Вещи очень качественные. Конечно, это классицистическая традиция, но там есть динамика, там много чего есть. И они отличаются, например, от немецкой спортивной бронзы того же времени, хотя с ней корреспондируют. Но, если мы поставим две вещи, увидим разницу между ними, и, по мне, эта разница будет в пользу нашей скульптуры.

Потенциально круг любителей, коллекционеров такого рода камерной и традиционной скульптуры гораздо шире, чем других жанров.

Безусловно. Например, кабинетная скульп­тура Евгения Лансере пользуется огромной популярностью, но мне это не близко. Если мы говорим о рынке, на многие вещи, которые находятся в моем собрании, не выстроится очередь. Это вещи редкие, уникальные, и рынка цен на них нет. Где можно сегодня купить лучшую Веру Мухину? Ее «Пламя революции»? Нигде, понимаете? Я могу себе позволить приобрести Веру Мухину, но это будет «сувенир от Мухиной».

Леопольд Дитрих. «Жрец». Вторая половина 1910-х.  Фото: Алла Есипович-Рогинская
Леопольд Дитрих. «Жрец». Вторая половина 1910-х.
Фото: Алла Есипович-Рогинская

Для скульптуры нужно какое-то специальное пространство, особые требования?

Я не тот собиратель, который складывает вещи под кроватью. Считаю, есть ответственность у коллекционера — всегда даю работы на выставки. Мои вещи неоднократно были опубликованы в каталогах. Должны быть профессиональный свет, уважение к автору. Домашняя развеска отличается от идеальной, но тем не менее к этому я лично стараюсь стремиться. Это объем, пространство, высота потолков. Если кто-то собирается встать на этот путь, то, конечно, обо всем этом надо думать.

У вас домашняя галерея, пространство, куда по приглашению можно попасть, и выглядит она как музей: правильные стены, свет, подиумы. Вопрос банальный, но — как вы видите судьбу этого собрания?

Ну, во-первых, я отношусь к этому уже как к музею: веду исследования, делаю атрибуции, работаю с реставраторами. А во-вторых, у меня есть мечта, которая, наверное, так мечтой и останется, но я хочу ее озвучить. Музей, который был бы изначально придуман как архитектурное произведение искусства (Тадао Андо, например), которое внедрено в окружающую среду и с любой точки, с любого ракурса органично выглядит. И не просто так построено это чудо архитектуры, а под конкретную скульптуру. И все там сделано специально для этих предметов. Вот такая идеальная мечта. Что касается моего собрания, мне не все равно, что будет после меня. Я думаю об этом. Пока у меня четкого решения нет.

Елена Янсон-Манизер. «Ядротолкатель». 1926.  Фото: Константин Рассохин/Собака
Елена Янсон-Манизер. «Ядротолкатель». 1926.
Фото: Константин Рассохин/Собака

Как куратор, вы планируете новые выставки?

Межмузейный центр РОСИЗО пригласил меня в качестве куратора выставки, которая открывается 4 июня в Пакгаузах в Нижнем Новгороде. Это «Сергей Коненков. XX век». Собственно говоря, он прожил 97 лет — целый век. И в связи с его 150-летним юбилеем было несколько выставок: в Серпухове, в Академии художеств в Москве. Мы надеемся, что эта выставка сможет обратить внимание зрителей на определенные моменты в творчестве Коненкова, дать другой ракурс.

А у вас в коллекции есть Коненков?

У меня в коллекции нет Коненкова. Но, может, завтра будет. 

Самое читаемое:
1
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Неординарные, ни на кого не похожие, творчески плодовитые. Первая — Натта Конышева, мастер «репортажной живописи с элементами чудес», умерла три года назад. Вторая — Катя Медведева, легенда наивного искусства, ей 88 лет. Обе — особый случай для арт-рынка
20.05.2025
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+