18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Полотно времени

Константин Чайкин. Размышление о рождении времени. Фото: из архива Константина Чайкина
Константин Чайкин. Размышление о рождении времени.
Фото: из архива Константина Чайкина
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Живописная работа часовщика и изобретателя Константина Чайкина была продана на аукционе Phillips за рекордную сумму

Майские торги The Geneva Watch Auction: XXI аукционного дома Phillips в Женеве представили на суд участников не только коллекционные экземпляры часов, но и один особенный и неожиданный лот. Это картина «Размышление о рождении времени» — автопортрет всемирно известного российского часового мастера и изобретателя Константина Чайкина. Полотно было продано за $63,4 тыс. — рекордная сумма за живописную работу мастера.

Константин Чайкин прославился созданием неординарных часов, а история его мануфактуры насчитывает уже более 20 лет. Но многим известно, что Чайкин еще и художник: изобразительное искусство для него так же важно, как и высокая часовая механика. Увлекаясь живописью и графикой с ранней юности, он совершенствовал свой талант художника наравне с инженерными навыками. Картины и рисунки позволяют ему воплотить идеи, которые он — возможно — еще не реализовал в часовых механизмах.

Константин Чайкин воспринимает время как философскую категорию, источник вдохновения и сюжет для творчества. И путь Чайкина-художника — это продолжение его творчества как часовщика, изобретателя и инженера. Каждый день он фиксирует свои идеи в блокнотах-молескинах, беглыми линиями набрасывая очертания будущих механизмов и циферблатов. Эта редкая двойная оптика позволяет смотреть на механизм глазами и конструктора, и художника. Кстати, технические наброски в молескинах даже стали экспонатами на персональной выставке Константина Чайкина «Часы и искусство», прошедшей в 2024 году в Москве.

Часы ThinKing.  Фото: из архива Константина Чайкина
Часы ThinKing.
Фото: из архива Константина Чайкина

В галерее его художественных работ есть и мифологические образы, аллегории. Например, полотно «Богиня времени Темпа». Эта картина стала по-своему эпохальной в его творчестве: осенью 2024 года она была продана за $23 тыс. на благотворительном аукционе, организованном Phillips в поддержку Женевской часовой школы (Ecole d’Horlogerie de Genève).

Чайкин не раз обращался и к жанру автопортрета. В 2019 году он представил первые в мире часы-автопортрет из своей популярной коллекции ристмонов «Джокер Селфи». В антропоморфном циферблате уникальной модели воплощены черты лица мастера: его узнаваемая бородка и зеленые глаза. Другой автопортрет, созданный под впечатлением от знаменитого полотна классика немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана» 1818 года, показывает его за верстаком — спиной к зрителю, полностью погруженным в творчество. Картина также была продана на благотворительном аукционе, но уже в поддержку проекта Политехнического музея — издания книги «600 лет часового дела в России».

Сюжет новой картины Константина Чайкина — «Размышление о рождении времени» — тоже разворачивается вокруг верстака часовщика как модели Вселенной. На торгах The Geneva Watch Auction: XXI аукционного дома Phillips полотно продавалось одновременно с уникальным прототипом часов ThinKing. Работа над самыми тонкими в мире часами — толщиной всего 1,65 мм — заняла у Чайкина около двух лет и потребовала колоссальной сосредоточенности, концентрации, технических навыков и творческого воображения. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+