18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Как модели ИИ помогают археологам находить новые памятники

Один из геоглифов, загадочных гигантских изображений, сделанных в пустыне на юге Перу около 2 тыс. лет назад представителями народа наска. Обнаружить эти геоглифы помог искусственный интеллект.  Фото: Yamagata University
Один из геоглифов, загадочных гигантских изображений, сделанных в пустыне на юге Перу около 2 тыс. лет назад представителями народа наска. Обнаружить эти геоглифы помог искусственный интеллект.
Фото: Yamagata University
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Искусственный интеллект быстрее человека справляется с анализом спутниковых и аэрофотоснимков, облегчая поиск следов древних цивилизаций Южной Америки. Такого рода программы совершенствуются, но финальный этап все равно требует человеческого участия

Благодаря искусственному интеллекту (ИИ) поиск археологических памятников меняется коренным образом, и особенно отчетливо эти изменения видны в Южной Америке. Без человеческой экспертизы — по крайней мере пока — не обойтись, однако ИИ способен анализировать огромные объемы данных гораздо быстрее.

Наглядным примером преимуществ, которые дает внедрение искусственного интеллекта, служит веб-приложение GeoPACHA («Геопространственная платформа андской культуры, истории и археологии»). Исследователи загрузили в него спутниковые и аэрофотоснимки Анд в высоком разрешении. На начальном этапе, в 2020–2021 годах, ученые вручную изучали эти снимки, охватывающие территорию площадью 180 тыс. кв. км, и фиксировали все «локусы» — обособленные археологические объекты, которые удавалось заметить. Теперь в этой работе используется ИИ, обученный на большой выборке спутниковых снимков.

Стивен Вернке, директор Института пространственных исследований при Университете Вандербильта в США и один из разработчиков проекта, сравнивает его с большой языковой моделью, построенной на основе обширной выборки текстов из интернета. «Наша базовая модель, которую мы называем DeepAndes, — потенциальный эксперт в сфере рельефа и почвенного покрова Анд, — говорит он. — Если дообучить ее на основе размеченных человеком археологических объектов, она может стать экспертом по их идентификации на снимках».

Группа археологов, работающих на плато Наска, пустынной местности в 50 км от южного побережья Перу, обучила искусственный интеллект искать на аэрофотоснимках геоглифы — загадочные рисунки в пустыне, созданные народом наска около 2 тыс. лет.  Фото: Yamagata University
Группа археологов, работающих на плато Наска, пустынной местности в 50 км от южного побережья Перу, обучила искусственный интеллект искать на аэрофотоснимках геоглифы — загадочные рисунки в пустыне, созданные народом наска около 2 тыс. лет.
Фото: Yamagata University

Имея на руках многообещающие результаты, специалисты продолжают развивать эту технологию. Уже создана более продвинутая модель — DeepAndesArch. «Сейчас GeoPACHA использует нашу модель искусственного интеллекта DeepAndesArch, и на менее чем 5% от общей площади, которую в итоге охватит проект, она уже идентифицировала более 1 млн архео­логических локусов», — уточняет Вернке.

В последние годы археологи по-разному используют искусственный интеллект: для восстановления пострадавших и разрушенных артефактов, для борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, для классификации древних следов забоя на костях.

Но наибольшее влияние в сфере археологии развитие ИИ оказывает на поиски новых памятников. Обследование местности обходится дорого и зачастую ведется в сложных условиях. Это подвигло археологов начать использовать аэро­фотоснимки и спутниковые изображения. Позднее, благодаря применению технологии лазерного сканирования с воздуха Lidar, позволяющей создавать трехмерные топографические карты, стало возможным обнаружение затерянных городов, скрытых под покровом лесов и посреди пустынь. Но изучение карт все равно отнимает много времени и сил и не гарантирует, что часть объектов не будет упущена. Именно здесь ИИ может кардинально изменить ситуацию.

Группа археологов, работающих на плато Наска, пустынной местности в 50 км от южного побережья Перу, обучила искусственный интеллект искать на аэрофотоснимках геоглифы — загадочные рисунки в пустыне, созданные народом наска около 2 тыс. лет назад, и получила впечатляющие результаты. «Мы изу­чаем расположение геоглифов с помощью спутниковых снимков, аэрофотоснимков высокого разрешения и изображений, полученных с беспилотников, с 2006 года, — рассказывает возглавляющий группу Масато Сакаи из японского Университета Ямагаты. — Благодаря технологиям дистанционного зондирования нам удалось обнаружить 314 новых геоглифов. Однако после внедрения искусственного интеллекта в 2019 году мы смогли обнаружить такое же количество геоглифов за гораздо более короткий срок».

Благодаря искусственному интеллекту поиск археологических памятников меняется коренным образом, и особенно отчетливо эти изменения видны в Южной Америке. Фото: Yamagata University
Благодаря искусственному интеллекту поиск археологических памятников меняется коренным образом, и особенно отчетливо эти изменения видны в Южной Америке.
Фото: Yamagata University

Хотя человеческая экспертиза по-прежнему незаменима. «Самое большое преимущество искусственного интеллекта заключается в его способности существенно ускорить процесс анализа, — считает Масато Сакаи. — Он позволяет быстро и эффективно решать задачи, на которые обычно уходит немало времени. Однако искусственный интеллект не застрахован от ошибок: в зависимости от характера данных или того, что именно анализируется, он может выдавать не самые оптимальные результаты».

По словам Сакаи, следует учитывать качество и количество данных, на которых обучался ИИ. «Важно не доверять слепо выводам искусственного интеллекта и подходить к ним критически. Поскольку ИИ продолжает развиваться, возникают и новые вопросы о балансе человеческой экспертизы и машинного анализа».

На следующем этапе работы с GeoPACHA археологи при помощи специально разработанного веб-приложения GeoPACHA-AI отмечали, какие из объектов, выявленных искусственным интеллектом в Андах, настоящие, а какие нет, и добавляли элементы, которые он упустил.

«Идея заключается в том, чтобы ИИ выполнял грязную работу по первоначальному выявлению объектов, а человеческая экспертиза служила для улучшения и уточнения результатов, — объясняет Вернке. — Затем мы используем подтвержденные данные для повторной отладки DeepAndesArch и применим его на площади более 2 млн кв. км. По сути, на всей территории, где империя инков оставила свой след»

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+