18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Алма-Ате скоро откроются две новые арт-институции

Визуализация восточного входа в Almaty Museum of Arts. Фото: Chapman Taylor/Yinka Shonibare CBE
Визуализация восточного входа в Almaty Museum of Arts.
Фото: Chapman Taylor/Yinka Shonibare CBE
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Два крупных предпринимателя направили средства на открытие Центра современной культуры «Целинный» и Almaty Museum of Art. Институции будут наводить мосты между искусством Центральной Азии и мировой арт-сценой

В этом году сразу два состоятельных предпринимателя собираются открыть частные художественные институции в Казахстане — стране, которая пытается найти баланс между близостью к России и крепнущими связями с Европой и Китаем. Обе институции появятся в Алма-Ате — культурном и экономическом центре страны и ее крупнейшем городе.

Первый, Центр современной культуры «Целинный», должен открыться осенью в здании кинотеатра советской эпохи, реконструированном по проекту британского архитектора Асифа Хана. Основатель центра Кайрат Боранбаев нажил состояние на инвестициях в нефтегазовую промышленность, недвижимость, розничную торговлю и фармацевтику. Он входит в число ключевых фигур спортивного сектора Казахстана, являясь, в частности, председателем совета директоров самого успешного футбольного клуба Алма-Аты «Кайрат».

Визуализация фасада Центра современной культуры «Целинный». Фото: tselinny.org
Визуализация фасада Центра современной культуры «Целинный».
Фото: tselinny.org

А на сентябрь намечено открытие Almaty Museum of Arts (Художественный музей Алма-Аты) — огромного здания площадью 10 тыс. кв. м по проекту британской архитектурной компании Chapman Taylor. Основатель институции Нурлан Смагулов в 1992 году создал КМК «Астана Моторс», а десятилетие спустя занялся недвижимостью, учредив компанию Mega Center Management, которая ведет строительство торговых центров.

Almaty Museum of Arts станет первым в Центральной Азии частным музеем, специализирующимся исключительно на региональном искусстве модернизма и современном искусстве. В нем будут экспонироваться произведения из коллекции Смагулова, состоящей из более чем 700 работ, в которой художники Казахстана и Центральной Азии соседствуют с такими зарубежными звездами, как Билл Виола, Алисия Кваде, Ричард Серра и Йинка Шонибаре. «Этот музей наводит мосты между искусством Центральной Азии и мировой культурной сценой, предлагая универсальный современный опыт и в то же время подчеркивая самобытность нашего региона», — говорит коллекционер.

Визуализация восточного входа в Almaty Museum of Arts. Фото: Chapman Taylor/Yinka Shonibare CBE
Визуализация восточного входа в Almaty Museum of Arts.
Фото: Chapman Taylor/Yinka Shonibare CBE

Художественный руководитель музея Меруерт Калиева называет его точкой связи культур. «Наши выставки, публичные программы и публикации прослеживают художественную эволюцию Казахстана, сложившуюся под влиянием наследия кочевников, советской истории и стремительных перемен после обретения независимости. Глобальные влияния открывают возможности для диалога и дают более глубокий контекст», — говорит она.

Калиева подчеркивает, что в готовящихся экспозициях нашли отражение прошлое и настоящее культурного обмена. Это касается и персональной ретроспективы Алмагуль Менлибаевой, и групповой выставки „Қонақтар“ («Гости»), исследующей темы миграции и идентичности. «Миграция играла определяющую роль в истории Казахстана XX века, — объясняет главный куратор музея Инга Лаце. — Экспозиция „Қонақтар“ говорит о национальной идентичности, отражает традиции кочевников и обращается к истории принудительного переселения в советское время».

Визуализация внутреннего пространства в Almaty Museum of Arts. Фото: Chapman Taylor/Yinka Shonibare CBE
Визуализация внутреннего пространства в Almaty Museum of Arts.
Фото: Chapman Taylor/Yinka Shonibare CBE

Центр «Целинный» прежде существовал в формате кочевой художественной организации. В здании бывшего кинотеатра, где он теперь расположится, в годы СССР показывали соцреалистическое кино. По словам директора центра Джамы Нуркалиевой, здание планировали снести, но его удалось отстоять. «Мы упорно боролись за его сохранение, нас открыто поддерживали активисты, соседи и журналисты. Мы не пытались представить его в идеализированном виде, мы показали разрушенное пространство и создали в нем нечто значимое», — объясняет она.

Название «Целинный», образованное от слова «целина» — неосвоенная, но плодородная земля, отсылает к развивающимся художественным практикам Казахстана и истории превращения земель кочевников в пашню в советский период. «Это название символически возвращает историю, — объясняет архитектор Хан. — Когда вы ступаете на эту землю, она приглашает вас в новое состояние ума — на нетронутую территорию для новой культурной идентичности».

Визуализация фасада Центра современной культуры «Целинный». Фото: Asif Khan
Визуализация фасада Центра современной культуры «Целинный».
Фото: Asif Khan

Современные казахские художники, в том числе Алмагуль Менлибаева и Сауле Сулейменова, добились признания на международной арт-сцене благодаря работам, посвященным истории колониализма, проблемам экологии, связанным с энергетической отраслью Казахстана, и мультикультурной идентичности. Открывающая центр «Целинный» программа под названием «Барсакельмес» включает концерты, перформансы и дискуссии, посвященные традициям кочевников, вопросам экологии и местной мифологии. «Организаторы всех выставок и представлений в стране должны получать на них разрешение либо подавать уведомление», — говорит Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Однако Нуркалиева уверена, что «Целинному» удастся договориться о смягчении ограничений. «Наша цель — стимулировать дискуссию, не отстаивать или осуждать какие-либо идеи, а поднимать вопросы и способствовать развитию критического мышления и непрерывной дискуссии о том, что значит быть человеком, — говорит она. — Мы поэтичны, гибки и изобретательны».

Алма-Ата находится на гео­графическом и символическом перепутье и ищет баланс между экономическими амбициями, стратегическими союзами и внутренним контролем. Когда эти институции заработают, их готовность идти наперекор или подчиняться устоявшимся традициям будет красноречивее любых слов. Джама Нуркалиева настроена оптимистично. «В основе всего, что мы делаем, лежат свобода духа и понимание, — говорит она. — Наша главная цель — расширение интеллектуальных сообществ».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+