18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бездомность как предмет музеефикации: жизнь «на дне» — в лицах и артефактах

Фрагмент экспозиции Музея бомжей.  Фото: Музей бомжей
Фрагмент экспозиции Музея бомжей.
Фото: Музей бомжей
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В Петербурге открылся частный Музей бомжей, призванный наглядно рассказывать о феномене бродяжничества. Небольшое полуподвальное помещение на Гороховой наполнилось восковыми фигурами, представляющими характерные типажи из разных исторических периодов

Новый музей на Гороховой улице работает пока в тестовом режиме, его экспозиции и наполнение еще будут меняться. Но у владельца и администрации есть четкая позиция: представить в новом пространстве историю бездомности во всех ее аспектах — от социального до художественного, от паломников «Христа ради» до лесных разбойников, жертв МММ, уличных попрошаек и бродячих артистов.

Пока небольшое пространство, около 130 кв. м, в полуподвальном помещении дома 31 по Гороховой улице, почти на углу с набережной канала Грибоедова, оформлено не до конца. Значительная часть исторической экспозиции уже готова, хотя работа над ней и остальными помещениями еще продолжается.

Как рассказал нашему изданию автор идеи и владелец музея Антон Бородин, мысль об этом проекте возникла у него в прошлом году как шутка в дружеской компании. «Потом я побывал в одном маленьком городке, увидел там небольшой частный музей местного быта, и мне очень захотелось сделать свой музей, — поведал Антон Бородин. — Удалось найти помещение, средства на его ремонт и осушение подвалов. Главное, что за это время сформировалось мое собственное представление о том, каким будет музей».

Фрагмент экспозиции Музея бомжей.  Фото: Музей бомжей
Фрагмент экспозиции Музея бомжей.
Фото: Музей бомжей

Знакомый историк по заказу Бородина составил обширную справку об истории бродяжничества, так что первая музейная экспозиция посвящена типажам былых времен — от калик перехожих до бичей советского времени (это сленговое слово иногда расшифровывали как «бывший интеллигентный человек»).

Помещение разделено на две части. При входе посетители попадают в концертно-выставочное и театральное пространство. Дальше, за дверями, находится постоянная экспозиция, которая периодически будет дополняться и обновляться. Сейчас здесь можно увидеть несколько восковых фигур в натуральную величину, представляющих собирательные образы, и сцены с их участием. Это паломники, жившие подаянием, бродяги и разбойники, убегавшие в Сибирь от преследований в период борьбы Петра I с бродяжничеством. Отмена крепостного права привела к тому, что улицы больших городов заполнили бездомные и безземельные крестьяне, появились первые ночлежки и приюты. Одна из композиций с фигурой бездомной спившейся женщины напоминает сцены из «Петербургских трущоб» Всеволода Крестовского или романов Федора Достоевского. Дальше представлено несколько фигур и сцен бездомности от послевоенного времени до наших дней. Костюмы для бродяг созданы дизайнером одежды Элиной Тюлькиной.

Фрагмент экспозиции Музея бомжей.  Фото: Музей бомжей
Фрагмент экспозиции Музея бомжей.
Фото: Музей бомжей

Как и пристало порядочному музею, Музей бомжей обладает собственными фондами. Сейчас в постоянной экспозиции демонстрируется часть коллекции табличек, с которыми когда-то на улицах просили подаяние. Музей собирает коллекцию антиалкогольных плакатов, работ художников на тему бездом­ности. Известный художник Вася Ложкин обещал написать картину специально для музея, но к открытию не успел, и сейчас на стене висит его работа из собственного собрания Антона Бородина.

Как рассказал Алексей Ожиганов, художник и директор музея, у новой институции большие планы на ближайшие месяцы. «Мы планируем организовывать здесь фотомарафоны и выставки художников, — говорит Ожиганов. — Будем устраивать акустические концерты, поскольку для рока пространство маловато. Продолжаем пополнять свои коллекции, библиотеку, налаживаем связи с петербургскими художниками».

Фрагмент экспозиции Музея бомжей.  Фото: Музей бомжей
Фрагмент экспозиции Музея бомжей.
Фото: Музей бомжей

В мае, когда по замыслу Антона Бородина будет завершено все оформление, в музее предполагается показать авторский моноспектакль Кирилла Меньшикова, бывшего актера Александринского театра. Есть уже и предварительная программа лекций, которые будут читать здесь историки, социологи, философы. И уже сейчас, несмотря на незавершенность экспозиции, желающих попасть сюда на экскурсии столько, что записываться надо заранее. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+