18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве вручили Премию Анатолия Зверева

Ежегодная премия в области искусствоведения и журналистики «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция», учрежденная Музеем AZ и его гендиректором Наталией Опалевой в 2023 году, вручена в центре современного искусства на Маросейке.  Фото: Софья Багдасарова
Ежегодная премия в области искусствоведения и журналистики «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция», учрежденная Музеем AZ и его гендиректором Наталией Опалевой в 2023 году, вручена в центре современного искусства на Маросейке.
Фото: Софья Багдасарова

Ежегодная премия в области искусствоведения и журналистики «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция», учрежденная Музеем AZ и его гендиректором Наталией Опалевой в 2023 году, вручена в центре современного искусства на Маросейке

Премию AZ, созданную, чтобы мотивировать молодых искусствоведов, журналистов и арт-критиков исследовать и осмыслять происходящие художественные явления, вручали на площадке музея на Маросейке. Центр современного искусства AZ/ART, расположенный в историческом здании XVII века, открылся год назад и успел стать точкой притяжения для ценителей современного искусства. В открытом конкурсе — шесть номинаций, ориентированных на исследование российской неофициальной культуры второй половины ХХ века и современного искусства.

Победителем в номинации «Книга о советском неофициальном искусстве второй половины ХХ века» стала научный сотрудник Русского музея Екатерина Андреева, автор труда из серии «Новые классики» — «Тимур Новиков: академик левой классики».

В номинации «Книга о современном российском искусстве» награду получил музыковед и культуролог Сергей Уваров за издание «Услышать музей» — о формах существования звука в музейно-выставочном пространстве. Лучшей статьей о советском неофициальном искусстве второй половины ХХ века стало исследование искусствоведа Дарьи Мартыновой — «В поисках национального: эстонское советское искусство 1960–1980-х гг.».

Первенство в номинации «Статья о современном российском искусстве» — за Ульяной Санитович, которая написала о трансформации пространства в работах ученицы Таира Салахова, живописца Татьяны Файдыш.

Лучшей образовательной платформой в области истории и теории культуры стала «Магистерия», где можно найти лекции о живописи, музыке, философии, литературе и истории. В номинации «Образовательная программа в области искусствознания» победил курс лекций «Портрет художника эпохи СССР» от Arzamas — просветительский проект, посвященный истории культуры.

У Премии AZ есть и специальные призы. «Выбор Музея AZ» пал на Сашу Обухову, написавшую книгу «Леонид Талочкин. „Завтра — см. вчера“. Дневники», ставшую частью совместного издательского проекта Музея «Гараж» и Третьяковской галереи. В номинации «Искусство на вырост» отмечен журнал «Юный искусствовед» — комикс с приключениями журналиста Костика и его кота Пушкина, которые в каждом новом номере исследуют разные эпохи в искусстве, перемещаясь во времени с помощью хронолета. Лучшим виртуальным музеем стал образовательный проект Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», а именно — курс по христианскому искусству.

Особого приза — «Искусство знания» — удостоился искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Давидович Боровский.

Прием заявок на следующую премию начнется с 1 сентября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+