Культурно-деловое пространство — звучит немного скучно, но на самом деле «Севкабель порт» — одна из важных российских молодых площадок, имеющих яркую индивидуальность. Здания бывшего кабельного завода (который отступил от моря вглубь промзоны Васильевского острова) наполнены искусством, дизайном, едой и весельем. С момента своего открытия в 2018 году команда «Севкабель порта» осваивала одно здание, дворик, закоулок за другим. Теперь его площадь удвоилась за счет «Исткабеля» — так здесь называют огромное здание бывшей Ленинградской ситценабивной фабрики, которым порт прирос с востока. Всего тут около 400 детских и взрослых студий, ресторанчиков и кофеен, магазинов, небольших дизайнерских производств, есть коворкинг, площадка для скейтинга под крышей, микрокинотеатр на четыре места. Освоение, вглубь и вширь, продолжается. Со стороны моря у «Севкабель порта» сейчас шикарная набережная с удобными деревянными лавками, на которых можно греться на солнышке, а со стороны дворов «Исткабеля» — атмосферные ободранные стены с граффити и мозаиками, которые образуют настоящую уличную галерею. Постепенно обещают сделать доступной и «ногу», как называют севкабельцы рукав на уровне последнего этажа здания цеха, через который раньше грузили кабель на корабли. Пока что «нога», обрывающаяся над серой водой Финского залива, — символ места, изображенный на его мерче.
В общем, тут не хватало только ярмарки современного искусства. Ее команда «Порта» и начала делать два года тому назад. Участников нынешнего, третьего выпуска (прошел с 15 по 18 мая) набирали по опен-коллу, причем стараясь сделать так, чтобы они появились на ярмарке впервые. Из тысячи заявок кураторы отобрали 87 независимых художников (в том числе шесть, работающих с digital) и 34 художественные галереи. География участников обширна: есть художники из Екатеринбурга, Барнаула, Приморска, Нижнего Новгорода, Перми, Казани и других городов.
Темой нынешнего года выбрана Arts and Crafts — искусство и ремесла. Это, по мысли куратора ярмарки Анны Заведий, стало и продолжением мирового тренда на ручной труд, и подтверждением его актуальности в России, показав, как много молодых художников готовы работать с керамикой, текстилем, деревом, стеклом. Хотя заданная тема была не требованием организаторов, а скорее направлением для размышлений. «В этом году особенно заметно снижение доли живописи и фотографии: живопись — всего 20%, фотографов — двое. Основной фокус — на материальные объекты: керамика, металл, баннеры, текстиль, вышивка, графика на ткани. Все это — эксперименты, не совсем в зоне fine art, но невероятно интересные», — говорит Анна Заведий. А на вопрос о том, как такое искусство отличить от качественного декоративно-прикладного (с которым, на взгляд критика, представленное изредка грозит сомкнуться), отвечает: «Мы говорим о современном искусстве, даже если оно выполнено в прикладной технике. Важно, чтобы объект имел художественную ценность, новый язык, визуальность. Настоящее ремесло — в чистом виде — не попадает в PAF. Для участия необходима синергия идеи, материала и формы. Художник, работающий руками, не становится ремесленником — потому что его труд требует духовного усилия».
Покупать на ярмарке легко — можно снять этикетку с понравившегося объекта и с ней пройти на кассу, где все немедленно оформят. Цены все абсолютно публичные, начинаются с 1 тыс. руб. и доходят до 400 тыс. руб. Причем — интересный эффект, — если приложить старание, можно найти схожие работы (по размеру, технике, теме) по цене и 20 тыс., и 200 тыс. руб. Кажется, что некоторые суммы назначались авторами в зависимости от их смелости. Самые старшие художники родились в конце 1980-х, практически никаких поднадоевших рефлексий на тему советского не замечено. Хотя одной из главных тем стала работа с памятью, которая выливается в совершенно разные объекты. От яркой фовистской живописи Дарьи Илюхиной, сделанной на основе семейных фотографий, до «Коробочек для воспоминаний» с теплыми окошками художницы с псевдонимом «Шум поля» (3–25 тыс. руб., в зависимости от размера). «Вышивка, шитье, бисер больше не маргинальны. И мужчины, и женщины работают с этими техниками как с равноправными художественными медиумами», — этот вывод Анны Заведий очень четко считывается на ярмарке. Как не видно на ярмарке разницы в качестве, тематике и медиумах вообще «мужского» и «женского» искусства — кроме того факта, что примерно 80% участников — девушки. И даже не знаешь, как это оценить.
Александра Слон вышивает бисером слова This is Love на разных фонах, в том числе с собачками. Виктор Любишкин рисует бритые затылки «Пацанов» (135 тыс. руб.) и изящных кошек на розовом фоне (40 тыс. руб.). Катя Кожушная создает нежные коллажи из найденного текстиля («Хаос», 36 тыс. руб.), Андрей Soul, уличный художник, показывает стеганные на разных случайных мягких предметах композиции — «Одеялки» (от 14 до 36 тыс. руб). Артем Icona работает на стыке моды и искусства, на его холсты с изображением пиджаков наклеены реальные бирки модных домов (Gucci, 100 тыс. руб.; Christian Dior, 50 тыс. руб.). График по образованию Ада Морозова «рисует» красными и черными нитками по полиэтиленовой пленке.
Объемные произведения показаны на двух огромных столах, которые напоминают те, что стоят в мастерской художника. Среди них работы Ирины Бороденко — фантастически преувеличенные «дизайны ногтей», — расцветающие или превращающиеся в каких-то морских жителей пальцы. Таким же гротескным безумием выделяются объекты с волосами Насти Кашубы: хвосты шатенок торчат из колонны (8 тыс. руб.), трехстворчатая ширма завешана блондинистыми прядями (250 тыс. руб.).
Гротеска, чертовщины, языческих идолов, курьих ножек и темного леса на ярмарке немало. Стенд Debosh Gallery, на котором показаны мрачные работы Виктории Ивы, буквально залит черной смолой. А стенд галереи «Лавка „Зеленогорск“» покрыт живым мхом — в нем живут голубые киты Полины Фишер. В пространстве «Сообщества современных сибирских художников» взгляд притягивают акулы, сшитые из клетчатых хозяйственных сумок. Иногда получаются интересные рифмы: напротив керамического «Пляжа» Веры Латышевой с миниатюрными жизнерадостными купальщиками, детьми и собаками (170 тыс. руб.) — «Береговая линия» Анастасии Чариной в виде большого ящика с замусоренным песком (600 тыс. руб.).
Цифрового искусства на сей раз немного (видимо, тема «искусств и ремесел» отрезала его на этапе опен-колла), и все оно «крафтовое»: компьютерные видео в галерее «Охра» помещены в фактурные рамы, цифровая графика на тему искушений Дарьи Арбузовой обрамлена завитками будто бы слипшейся паутины, вручную сделанными 3D-ручкой (160 тыс. руб.).
Самое же большое и многодельное произведение на ярмарке не продается — это огромное льняное «Полотно», представляющее план одной из улиц Палеха. Этим летом школа Nowadays пригласила 15 молодых архитекторов для обмеров в старинном городе, и по результатам под руководством художницы Анны Гросицкой студенты (позвавшие родственников, друзей и подруг) вышили генплан улицы Горького с ее домами, деревьями и огородами, превратив сухие архитектурные обмеры в многослойную и нежную вышивку, украсившую стену в «Севкабель порту».