В уже ставшей традиционной локации ярмарки графики «Контур», подземном паркинге отеля Sheraton Kremlin, восхищает широта подхода к термину «графика». Это не только бумага, но и текстиль, стекло, пластик и даже металл. На новой площадке, в историческом здании Мытного рынка, расположилась новая секция — «Контур. Фото».
Уже по итогам превью ярмарки галеристы отчитались о бодрых продажах: более 130 работ на сумму 7,3 млн руб., еще 60 работ — в резерве. В своей короткой, но емкой приветственной речи сооснователь ярмарки, коллекционер, отельер Дмитрий Володин призвал «не стесняться тратить деньги, которые у вас отбирают неприятные галеристы: они их все же делят с художниками».
Заметным трендом стало использование многими галереями лайтбоксов и «парящей» развески (размещение работ между стекол).
По правилам ярмарки не менее трети галерей должны быть новенькими — участвовать впервые. Так, дебютировала московская галерея másla lissé («масла лиссе») под кураторством художника Славы Нестерова и критика Сергея Гуськова. (Опережая вопрос о названии галереи: не надо пытаться разгадать или перевести его — это просто набор букв «а-ля франсэ».) На стенде галереи собраны произведения шести художников происхождением от Владивостока до Калининграда, включая нижегородского стрит-артиста Никиту Этогде, который работает в интересной технике выжигания по бумаге. Цена работ — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Петербургская квартирная галерея имени своего основателя Nikolay Evdokimov Gallery демонстрирует среди прочего любопытную серию фотографа и художника Дмитрия Сироткина «Праздник МDL-MB», посвященную воображаемому празднованию 1550-летия Микеланджело Буонарроти в Санкт-Петербурге (в действительности в 2025 году отмечается 550 лет со дня рождения великого мастера). В центре внимания — единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Дмитрий Сироткин называет свои работы эскизами к будущему торжеству. Времени на подготовку достаточно, но тот, кто планирует сравнить задумку с реальностью, может приобрести графику (70–250 тыс. руб.).
Еще один дебютант — Ural Vision Gallery, единственная, кто представляет художников Уральского региона. Здесь взгляд цепляется за милые, но «странненькие» картинки совсем юного автора Даши Скотины: улитки, котики, лягушки и другие персонажи, отражающие сиюминутные эмоции и настроение художницы. Поддержать молодой талант можно в диапазоне от 70 тыс. до 120 тыс. руб.
На стенде московской Art & Brut тоже занимательные персонажи — разнообразие лемуров Якова Хомича и зеленые человечки Ульяны Пучеглазовой.
Из галерей, расширяющих представление о графике, можно отметить Set Projects с плоскими латунными фигурками Полины Уваровой и DIDI Gallery с необычными работами Виктории Кравцовой. Художница запекает акварели на специальной жаропрочной бумаге, выдерживающей температуру 1,3 тыс. градусов, внутри стекла. Галерея «Агентство.Art Ru» собрала работы на металле Александра Крылова и ткани Ланы Морозовой, дополнив их графикой художника-тяжеловеса Сергея Шутова.
Питерская фотолаборатория Room34 по традиции торгует подписанной «тиражкой» по фиксированной цене в 5 тыс. руб. Среди сплошной развески от пола до потолка сложно выделить кого-то одного, но пусть это будет Никита ProBoyNick, известный в интернете своими рисунками на грязных «газельках». Можно приобрести его принты с алюминиевым патинированием и другие, светящиеся в темноте.
Говоря о ветеранах арт-сцены, стоит упомянуть Pogodina Gallery, которая показывает умилительную серию «Раскопки в совхозе», где якобы обнаружились скелеты крестьянина, пастуха, приемщицы рыбы и, конечно, председателя. Пополнить коллекцию ироничными картинками можно за 150 тыс. руб. Поскольку стенд объединен темой «Съедобное — не съедобное», то там же есть тоже необычная графика Максима Ксуты с изображением продуктов питания в виде оригами. На стенде Roza Azora Gallery — тончайшая, изощренная графика Ивана Языкова, которую можно рассматривать буквально часами, по цене от 30 тыс. до нескольких миллионов рублей. Там же можно приобрести колечки от одного из лучших в России мастеров по стеклу Татьяны Новиковой, сделанные из бутылочных горлышек и гальки. А «Е.К.АртБюро» привлекает даже самую неискушенную в искусстве публику оригинальной графикой Сальвадора Дали.
Перейдя через улицу, из «элитарной» атмосферы Sheraton Kremlin попадаем в пространство с совсем иным, динамичным и отчасти бунтарским, вайбом — Мытный рынок. Сокуратор ярмарки Майя Ковальски подчеркивает, что несколько лет считала идею проведения отдельной «Контур. Фото» абсолютно несбыточной и провальной, однако поддалась уговорам второго куратора, Дмитрия Володина.
Стенд галереи Jessika вновь затмил все остальные оригинальной застройкой — имитацией видавшей виды ванной комнаты, где фото демонстрируются на лайтбоксах в стенах и внутри непосредственно чаши для купания. Этот экспозиционный прием напомнил зрителям зрелого возраста о домашней проявке любительских фото.
На «Контур. Фото» тоже много незнакомых названий. Open You Gallery демонстрирует работы Ивана Михайлова, у которого недавно прошла персональная выставка в московском Мультимедиа Арт Музее.
Галерея «Глаз» удивляет картинками Евгения Миронова «Язык цветов», где при внимательном рассмотрении становится понятно, что они составлены из самых разных прозаических предметов: мусорных пакетов, царапин на водопроводной трубе, стейков лосося (63 тыс. руб.). «Сабстанция» привезла на ярмарку фото по большей части уличных художников, однако есть и работы Аристарха Чернышева в технике лентикулярной печати: знаменитые цветочные человечки, а также «Давид в джинсах», являющийся в какой-то степени автопортретом фрагмента художника. Галерея «Пальто» присутствовала в двух ипостасях: мобильной, непосредственно на ее основателе Александре Петрелли, и стационарной — распятой на стенде, с работами Франциско Инфанте.
Отдельно представлены спецпроекты из собраний двух коллекционеров — Антона Козлова и Дениса Химиляйне — и «Рома Зверь» при поддержке галереи «11.12».
Также впервые специально к ярмарке организаторы выпустили бумажную газету с аналитическими статьями и арт-кроссвордом.