18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дэвид Хокни в Фонде Louis Vuitton: художник в полемике с реальностью

Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.  Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В выставке участвует четыре сотни произведений живого классика, созданных в промежутке между 1955 и 2025 годами, но преобладающая часть из них — в последние 25 лет. Это самая большая экспозиция работ Хокни в его жизни

Весной все парижское здание Фонда Louis Vuitton полностью отдано одному художнику. Здесь открывается выставка Дэвида Хокни — британца, значительную часть жизни проведшего в США, «одного из самых влиятельных художников XX–XXI веков», как его аттестует пресс-релиз. Причем 87-летний мастер лично занимался экспозицией вместе с Сюзанн Паже, арт-директором фонда, и легендарным куратором сэром Норманом Розенталем. В выставке участвует более 400 произведений, созданных с 1955 по 2025 год, из разных коллекций, во всех возможных техниках — от масляной живописи до поляроидных снимков и рисунков на iPad. «Это самая большая выставка, которая у меня когда-либо была, — 11 залов. Некоторые из самых последних картин, над которыми я сейчас работаю, будут включены в нее, и, думаю, это будет очень хорошо», — сказал художник в ожидании открытия.

Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.  Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage

Выставка должна показать, как Дэвид Хокни постоянно менял и предмет изображения, и собственные манеру и стиль. Его способность заново изобретать свое искусство, в том числе с использованием новых медиа, исключительна. Сначала виртуозный рисовальщик, затем академист, дрейфующий к абстракции, сегодня он поборник новых технологий. «Как на самом деле выглядит мир? Не так, как на фотографиях. Камера видит его геометрически, а мы должны видеть психологически. Так как же на самом деле он выглядит? Я думаю, вам придется его нарисовать. Мир очень красив, но люди совершенно безумны», — философствовал Хокни в интервью The Art Newspaper в 2021 году.

Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.  Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage

Выставка начинается с подборки знаковых работ с 1950-х по 1970-е годы. Здесь будет показан ранний «Портрет отца», написанный в 1955 году во время обучения в Брэдфордском художественном колледже. В 1963 году художник пере­ехал в США, в Лос-Анджелес, и вскоре начал писать знаменитые бассейны, ставшие иконами поп-арта. Зрителям покажут «Большой всплеск» (1967) с замершими в вечности брызгами, гладью бассейна и неба и «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») (1972), который в 2018 году был продан на аукционе Christie’s за $90,3 млн и сделал Хокни самым дорогим в мире здравствующим художником. Серия не менее знаменитых двойных портретов, на которых мастер обычно изображал друзей, представлена огромным полотном «Мистер и миссис Кларк и Перси» (1970–1971).

Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.  Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage

Постепенно природа становится одной из главных тем Дэвида Хокни. В 1980–1990-е он создает пейзажи (на самом деле это, скорее, «портреты» природных форм и деревьев, как «Большой каньон» 1998 года), а после возвращения в Великобританию продолжает скрупулезное исследование знакомых ландшафтов. Он пишет куст боярышника в эффектном взрыве весеннего цветения, наблюдает за сменой сезонов, создает «Большущие деревья близ Уортера» (2007) размером 457 на 1219 см. В течение того же периода Хокни изображает друзей и родственников акрилом или на iPad, а также работает над автопортретами. На выставке представлено около 60 портретов, которые будут показаны рядом с его «портретами цветов».

Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.  Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage

Залы на верхнем этаже здания фонда в Булонском лесу посвящены тому, как художник проживает для себя великие моменты всемирной истории искусства. Здесь есть картины с отсылками к Античности, Раннему Возрождению, фламандским мастерам и искусству модернизма, работы, в которых современный классик полемизирует с мастерами прошлого: Фра Анджелико, Клодом Лорреном, Полем Сезанном, Винсентом ван Гогом, Пабло Пикассо.

Затем зритель попадает в мастерскую Хокни, где смешиваются все виды искусства: к живописи добавляются музыка и хореография (начиная с 1970-х художник создавал декорации к спектаклям, в том числе постановкам пьесы «Король Убю» Альфреда Жарри и оперы «Похождения повесы» Стравинского). В зале будет звучать новое полифоническое произведение, созданное художником совместно с лондонской 59 Studio.

Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.  Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage
Выставка «Дэвид Хокни, 25» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: David Hockney/Fondation Louis Vuitton/Marc Domage

Заключительный зал выставки наиболее личный. Здесь покажут самые свежие работы Хокни, написанные им в Лондоне, где он живет с 2023 года. Эти загадочные картины вдохновлены Эдвардом Мунком и Уильямом Блейком, в них смешаны тела людей и небесные тела, библейские символы и исторические аллюзии.

Фонд Louis Vuitton
«Дэвид Хокни, 25»
До 31 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+