18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Медардо Россо, гений на задворках мировой скульптуры

Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.  Фото: Kunstmuseum Basel
Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.
Фото: Kunstmuseum Basel
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Экспозиция, открывшаяся в Художественном музее Базеля, представляет собой вдумчивое исследование творчества художника, чье влияние на скульптуру по силе сопоставимо, пожалуй, только с упорным игнорированием его заслуг

Видного представителя итальянского модернизма Медардо Россо (1858–1928) совершенно не интересовал мрамор, любимый материал скульпторов. Ему наш герой предпочитал скромность и непостоянство воска и гипса. Комбинируя их, он создавал скульптуры, которые будто распадаются на глазах. И даже бронзу предпочитал отливать сам, не поручая эту работу огромному штату литейной мастерской. А еще он любил приглашать зрителей посмотреть на себя в амплуа «художника-рабочего», устраивая из этого перформанс. Публика потягивала шампанское и хвалила его намеренно неидеальные скульптуры за их уникальность и аутентичность.

Тот, кто впервые видит произведения Россо, наверняка будет удивлен: он творил не в 1960-х вместе с художниками арте повера, как можно было бы подумать, а в Париже начала XX века, где, по словам устроителей швейцарской выставки художника, совершил революцию в скульптуре. «Он работал на задворках. Но именно в эти задворки потом устремилась вся современная скульптура», — говорит Елена Филипович, директор Музея изящных искусств Базеля и сокуратор выставки, открывшейся в Базеле после удачного дебюта в Музее современного искусства в Вене.

Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.  Фото: Kunstmuseum Basel
Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.
Фото: Kunstmuseum Basel

«У меня есть ощущение, что о Россо почти никто не знает, и это несмотря на его огромный вклад в современную скульптуру, — говорит Филипович. — Мне довелось делать персональные выставки Марселя Дюшана, Алины Шапочников, Феликса Гонсалеса-Торреса, Каари Апсон и Андры Урсуцы, групповые выставки с работами Наири Баграмян, Дан Во, Пола Тека и других. Сейчас я понимаю, что каждый из них по-своему обращался к идеям, ставшим ключевыми для Россо. Это и его стремление к разрушению формы, и принятие непостоянства как константы, и эксперименты с материальностью, и вызов самому понятию скульптуры как чему-то окончательному и неизменному».

В диалоге со скульптурами Россо представлены работы более чем 50 художников. Раздел выставки под названием «Мизансцена» объединяет таких, казалось бы, разных авторов, как Фрэнсис Бэкон и Джаспер Джонс. Впрочем, это в духе самопрезентации Россо. Так, на парижском Салоне 1904 года он попросил поставить свои скульптуры рядом с работами Поля Сезанна и Огюста Ренуара.

Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.  Фото: Kunstmuseum Basel
Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.
Фото: Kunstmuseum Basel

Внимание к свету и атмо­сферным эффектам, присущие Медардо Россо, неизбежно приводили к сравнению с импрессионистами, возможно справедливому, учитывая заявления скульптора о том, что он «концентрируется на впечатлениях, естественном ходе жизни и игнорировании материи».

По словам Филипович, в арт-кругах Россо пользовался уважением во все времена: Умберто Боччони разглядел в нем предтечу футуристов, а Константин Бранкузи и Альберто Джакометти признавали, что именно он во многом сформировал их восприятие скульптуры. «Влияние Россо можно проследить в фактурных поверхностях скульптур Джакометти, его фигурах, которые словно зависли между присутствием и исчезновением», — говорит куратор. А Бранкузи позаимствовал у него интерес к фотографированию своих скульптур.

Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.  Фото: Kunstmuseum Basel
Выставка «Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру» в Художественном музее Базеля.
Фото: Kunstmuseum Basel

На выставке представлены сотни фотографий и рисунков Россо, воплощающих его концепцию демонстрации и восприятия работ, «предвосхитившие практику инсталляций и дизайна среды 1960-х», как пишет в каталоге сокуратор выставки Хайке Айпельдауэр из венского Музея современного искусства.

Среди современников Медардо Россо самым известным был Огюст Роден. Художники дружили — и в пух и прах разругались, когда первый обвинил второго в плагиате. По словам Филипович, «фигура Бальзака в исполнении Родена вышла нарочито грубой и бесформенной, а это были отличительные черты стиля Россо; критики того времени, конечно, сразу это отметили».

Художественный музей Базеля
«Медардо Россо. Изобретая современную скульптуру»
До 10 августа

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+