18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Нижнем Новгороде показывают Красную книгу с картинками

Анастасия Ярошева. «Красная книга». Текстильная книга художника, фрагмент. 2024.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Анастасия Ярошева. «Красная книга». Текстильная книга художника, фрагмент. 2024.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

На выставке 130 работ: синие киты, панды с лейблом «исчезающие», коровы с застывшим взглядом, керамические динозавры, насекомые, обживающие горы пластикового мусора, и даже животные из компьютерных игр — бестиарий XXI века

Обнаружено любопытное совпадение: почти в одно и то же время в Москве и Нижнем Новгороде открываются две выставки с почти одинаковым названием и удивительно похожей концепцией. Это проект Василя Акулова «Красная книга. Животные», который представлен на московской ярмарке современного искусства «Арт Россия» (3–6 апреля), и выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ). Обе «Красные книги» в соответствии с названием привлекают внимание к проблеме вымирающих видов животных, процесс исчезновения которых в последние десятилетия приобретает катастрофический масштаб.

Ничего нового здесь, конечно, нет — вспомним серию Энди Уорхола «Вымирающие виды», коллажи Криса Джордана или работы Алексиса Рокмана. Интересно другое — буквально дословное совпадение описания основной идеи: личная ответственность каждого за сохранение биоразнообразия планеты и призыв к тому, чтобы задуматься, что мы являемся частью биосистемы, от сохранения которой зависит судьба всего человечества.

Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

А личная ответственность может возникнуть только из личного переживания и сопереживания. Кураторы выставки в НГХМ Ольга Елкина, Надежда Шустова и Нина Якимова решили эту задачу, объявив опен-колл, чтобы привлечь максимальный круг художников — от Калининграда до Дальнего Востока, работающих в разных техниках и стилях — от живописи и графики до керамики и фотоколлажа. От участников конкурса, на который поступило свыше 700 заявок и более 1 тыс. работ, требовалось, помимо профессионализма исполнения, заинтересовать организаторов глубоким личным отношением к заявленной теме.

В итоге для участия в выставке было отобрано 130 работ, на которых синие киты, зависшие в невесомости, панды с лейблом «исчезающие», коровы с застывшим взглядом, керамические диплодоки и велоцирапторы, насекомые, обживающие горы пластикового мусора, и даже животные из компьютерных игр. Такой бестиарий XXI века, эпохи антропоцена, где вымышленные животные соседствуют с теми, которые вполне могут оказаться даже не воспоминанием, а художественным образом, фантазией для будущих поколений.

Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

От почитания животных как тотемов мы пришли к осознанию их хрупкости, уязвимости и необходимости защиты. И в этой точке самое время вернуться к пониманию взаимосвязанности всего живого, но уже на новом уровне, с учетом научного знания и технологических возможностей. 

Нижегородский государственный художественный музей
«Красная книга»
До 18 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+