18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Обыденная икона как предмет любования

«Господь Саваоф». По гравюре Джованни Марко Питтери с оригинала Джованни Баттиста Пьяццетты (1744). Середина — вторая половина XIX в. Стародубье (Стародуб или Погар).  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Господь Саваоф». По гравюре Джованни Марко Питтери с оригинала Джованни Баттиста Пьяццетты (1744). Середина — вторая половина XIX в. Стародубье (Стародуб или Погар).
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Выставка «народных» произведений из частного собрания позволяет нам увидеть мир массового православия податных сословий Российской империи и найти красоту в наивном и провинциальном академизме

Проект под названием «Красота в глазах смотрящего. Собрание русской иконописи Виктора Бондаренко» открывается в московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова. Эта выставка посвящена массовой иконе конца XVIII — начала XX века: тем рядовым моленным образам, которые висели в домах у православного населения Российской империи — прежде всего крестьян, мещан и купечества.

Великомученик Георгий Победоносец (Чудо святого Георгия о змие) Середина XIX в. Стародубье.  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
Великомученик Георгий Победоносец (Чудо святого Георгия о змие) Середина XIX в. Стародубье.
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Куратор выставки Ирина Злотникова, также подготовившая к ней каталог (как всегда в этом музее — весьма качественный), рассказывает, что, по ее мнению, пора ввести новый термин относительно этой группы памятников — «обыденная икона». Он объединит памятники, разные в стилистическом и социально-экономическом плане, но сходные по общему принципу изготовления и бытования, — произведения, которые были массово распространены и не являлись элитарными.

Всего на выставке представлено около 170 произведений, разведенных по иконографическому признаку. Это позволяет сопоставить дорогие высокохудожественные иконы с более наивными изделиями на тот же сюжет и понять единство общего принципа.

«Богоявление Господне (Крещение Христово)».  По паломнической евлогии из Святой Земли. Конец XIX — начало ХХ в. Русский Север.  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Богоявление Господне (Крещение Христово)». По паломнической евлогии из Святой Земли. Конец XIX — начало ХХ в. Русский Север.
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

«Обыденная икона при всей ее кажущейся простоте, незамысловатости и примитивности представляет собой уникальное явление русского православного благочестия. Она обладает особыми универсальными свойствами и проявлениями, которые еще пока ждут своего исследователя. И стоит только в них вникнуть, чтобы разглядеть то особенное, глубоко личное и прекрасное в самых, казалось бы, незамысловатых и неказистых иконных образах. Главное, помнить о том, что красота — в глазах смотрящего», — говорит Злотникова.

Все представленные предметы происходят из собрания Виктора Бондаренко —коллекционера православной иконы и современного российского искусства, мецената, почетного члена Российской академии художеств.

Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Красота в глазах смотрящего. Собрание русской иконописи Виктора Бондаренко»
22 апреля — 20 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+