18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Обыденная икона как предмет любования

«Господь Саваоф». По гравюре Джованни Марко Питтери с оригинала Джованни Баттиста Пьяццетты (1744). Середина — вторая половина XIX в. Стародубье (Стародуб или Погар).  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Господь Саваоф». По гравюре Джованни Марко Питтери с оригинала Джованни Баттиста Пьяццетты (1744). Середина — вторая половина XIX в. Стародубье (Стародуб или Погар).
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Выставка «народных» произведений из частного собрания позволяет нам увидеть мир массового православия податных сословий Российской империи и найти красоту в наивном и провинциальном академизме

Проект под названием «Красота в глазах смотрящего. Собрание русской иконописи Виктора Бондаренко» открывается в московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова. Эта выставка посвящена массовой иконе конца XVIII — начала XX века: тем рядовым моленным образам, которые висели в домах у православного населения Российской империи — прежде всего крестьян, мещан и купечества.

Великомученик Георгий Победоносец (Чудо святого Георгия о змие) Середина XIX в. Стародубье.  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
Великомученик Георгий Победоносец (Чудо святого Георгия о змие) Середина XIX в. Стародубье.
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Куратор выставки Ирина Злотникова, также подготовившая к ней каталог (как всегда в этом музее — весьма качественный), рассказывает, что, по ее мнению, пора ввести новый термин относительно этой группы памятников — «обыденная икона». Он объединит памятники, разные в стилистическом и социально-экономическом плане, но сходные по общему принципу изготовления и бытования, — произведения, которые были массово распространены и не являлись элитарными.

Всего на выставке представлено около 170 произведений, разведенных по иконографическому признаку. Это позволяет сопоставить дорогие высокохудожественные иконы с более наивными изделиями на тот же сюжет и понять единство общего принципа.

«Богоявление Господне (Крещение Христово)».  По паломнической евлогии из Святой Земли. Конец XIX — начало ХХ в. Русский Север.  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Богоявление Господне (Крещение Христово)». По паломнической евлогии из Святой Земли. Конец XIX — начало ХХ в. Русский Север.
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

«Обыденная икона при всей ее кажущейся простоте, незамысловатости и примитивности представляет собой уникальное явление русского православного благочестия. Она обладает особыми универсальными свойствами и проявлениями, которые еще пока ждут своего исследователя. И стоит только в них вникнуть, чтобы разглядеть то особенное, глубоко личное и прекрасное в самых, казалось бы, незамысловатых и неказистых иконных образах. Главное, помнить о том, что красота — в глазах смотрящего», — говорит Злотникова.

Все представленные предметы происходят из собрания Виктора Бондаренко —коллекционера православной иконы и современного российского искусства, мецената, почетного члена Российской академии художеств.

Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Красота в глазах смотрящего. Собрание русской иконописи Виктора Бондаренко»
22 апреля — 20 июля

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+