18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Обыденная икона как предмет любования

«Господь Саваоф». По гравюре Джованни Марко Питтери с оригинала Джованни Баттиста Пьяццетты (1744). Середина — вторая половина XIX в. Стародубье (Стародуб или Погар).  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Господь Саваоф». По гравюре Джованни Марко Питтери с оригинала Джованни Баттиста Пьяццетты (1744). Середина — вторая половина XIX в. Стародубье (Стародуб или Погар).
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Выставка «народных» произведений из частного собрания позволяет нам увидеть мир массового православия податных сословий Российской империи и найти красоту в наивном и провинциальном академизме

Проект под названием «Красота в глазах смотрящего. Собрание русской иконописи Виктора Бондаренко» открывается в московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова. Эта выставка посвящена массовой иконе конца XVIII — начала XX века: тем рядовым моленным образам, которые висели в домах у православного населения Российской империи — прежде всего крестьян, мещан и купечества.

Великомученик Георгий Победоносец (Чудо святого Георгия о змие) Середина XIX в. Стародубье.  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
Великомученик Георгий Победоносец (Чудо святого Георгия о змие) Середина XIX в. Стародубье.
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Куратор выставки Ирина Злотникова, также подготовившая к ней каталог (как всегда в этом музее — весьма качественный), рассказывает, что, по ее мнению, пора ввести новый термин относительно этой группы памятников — «обыденная икона». Он объединит памятники, разные в стилистическом и социально-экономическом плане, но сходные по общему принципу изготовления и бытования, — произведения, которые были массово распространены и не являлись элитарными.

Всего на выставке представлено около 170 произведений, разведенных по иконографическому признаку. Это позволяет сопоставить дорогие высокохудожественные иконы с более наивными изделиями на тот же сюжет и понять единство общего принципа.

«Богоявление Господне (Крещение Христово)».  По паломнической евлогии из Святой Земли. Конец XIX — начало ХХ в. Русский Север.  Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Богоявление Господне (Крещение Христово)». По паломнической евлогии из Святой Земли. Конец XIX — начало ХХ в. Русский Север.
Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

«Обыденная икона при всей ее кажущейся простоте, незамысловатости и примитивности представляет собой уникальное явление русского православного благочестия. Она обладает особыми универсальными свойствами и проявлениями, которые еще пока ждут своего исследователя. И стоит только в них вникнуть, чтобы разглядеть то особенное, глубоко личное и прекрасное в самых, казалось бы, незамысловатых и неказистых иконных образах. Главное, помнить о том, что красота — в глазах смотрящего», — говорит Злотникова.

Все представленные предметы происходят из собрания Виктора Бондаренко —коллекционера православной иконы и современного российского искусства, мецената, почетного члена Российской академии художеств.

Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
«Красота в глазах смотрящего. Собрание русской иконописи Виктора Бондаренко»
22 апреля — 20 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+