18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая в мире международная Биеннале экологического искусства стартует в Нижнем Новгороде

Мария Сафронова. «Заселение ульев». 2021. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Сафронова. «Заселение ульев». 2021.
Фото: Биеннале экологического искусства

Биеннале экологического искусства пройдет на ключевых площадках Нижнего Новгорода и объединит более 150 художников из России, Аргентины, Вьетнама, Зимбабве, Италии, Китая, Кореи, Мексики, Филиппин, Франции и других стран

В программе международной Биеннале экологического искусства представлены главный проект «Кожа Земли» и шесть специальных проектов, первый из которых — «Земное/Планетарное» — открывается 18 апреля в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина, Арсенале. Главный куратор и программный директор Юлия Аксенова предлагает рассмотреть экологические проблемы с двух ракурсов: в галактическом масштабе, когда Земля — это лишь малая часть огромной системы, и в то же время обратиться к локальному, как говорят организаторы, «почвенному». По их словам, суть проекта — «увидеть Землю из космоса и одновременно сфокусироваться на ее активности вблизи». Художникам предлагается найти баланс между неизбежными последствиями технологического прогресса и максимальным сохранением привычной среды обитания всего существующего на планете. Как пример можно привести знаковые инсталляции двух авторов из Республики Корея — Ким Сун Им и Янгкуры. Первая в своем творчестве обращается к повсеместности пластика, который влияет на природу и служит фундаментом нынешней цивилизации, а второй в проекте «Мусорные монстры» демонстрирует, как развитие торговли в Азиатском регионе приводит к загрязнению морской среды. Отдельно раскрывается тема экологического неравенства, когда страны третьего мира становятся промышленными и мусорными полигонами других держав, в том числе как отголоски колониальной эпохи.

Чжан Сяо. «Яблоко-1». 2011–2021. Фото: Биеннале экологического искусства
Чжан Сяо. «Яблоко-1». 2011–2021.
Фото: Биеннале экологического искусства

Следующий специальный проект — «Зона пчел» — стартует 18 мая в Нижегородском государственном художественном музее. Художники Антон Кузнецов и Мария Сафронова уже много лет занимаются изучением и визуализацией взаимосвязей и аналогий социальных моделей насекомых и людей. Два их одноименных проекта были представлены в прошлом году на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце и в московской галерее «Триумф». Кураторы Марина Бобылева и Артур Князев на этот раз выбрали необычный метод показа работ, интегрируя их в постоянную экспозицию музея, что дает зрителю возможность проследить, как менялось отношение человека к природе на протяжении столетий, находя отражение в изобразительном искусстве.

Мария Сафронова. «Район 22». 2022. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Сафронова. «Район 22». 2022.
Фото: Биеннале экологического искусства

В пространстве ЦЕХ * 17 мая открывается специальный проект «Цифровые надежды». Это восемь мультимедийных инсталляций, посвященных изменениям человеческого взгляда на природу под воздействием медиатехнологий и больших данных, а также формированию параллельных миров, основанных на искусственном интеллекте.

Главный проект биеннале — «Кожа Земли» — откроется 30 мая сразу в двух локациях: на Мытном рынке и в бывшей гостинице Ермолаевых. Кураторы так описывают основную идею: «В фокусе проекта — тонкая оболочка Земли, сравнимая с кожным покровом, и ее незаменимая роль в жизни планеты. Возникновение развитой биосферы, да и самой человеческой цивилизации, связано с почвенным слоем. Находясь в центре соприкосновения всех геосфер, он является пространством пересечения многих экологических систем, источником разнообразия природных видов и генетическим хранилищем жизни».

Мария Федорова. Из проекта «Растерянный хищник». 2024. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Федорова. Из проекта «Растерянный хищник». 2024.
Фото: Биеннале экологического искусства

Летом будет запущено два уличных проекта: «Воздух» и «Луг». В рамках первого семь работ известнейших российских стрит-артистов, включая Анатолия Akue, Максима Има и Мишу Most, а также мексиканского художника Farid Rueda дополнят общественные пространства города и отразят актуальные проблемы, в том числе шумовое загрязнение, сокращение биоразнообразия, космический мусор.

Проект «Луг» — ленд-арт Дани Пирогова, который построит из экологичных материалов башни с гнездами для разных видов птиц, обитающих в Нижегородской области. По заверениям организаторов, объекты будут размещены в историческом центре Нижнего, однако в локациях, зачастую незнакомых даже коренным жителям, что позволит им по-новому взглянуть на свой город.

Елена Соколова. «Мегаполис насекомых». Фото: Биеннале экологического искусства
Елена Соколова. «Мегаполис насекомых».
Фото: Биеннале экологического искусства

Другими проектами биеннале, организованной по инициативе правительства Нижегородской области и галереи «Триумф», станут «Чистая энергия» и «Искусство атомных городов» в Академии «Маяк» имени А.Д.Сахарова и «Мечты о доме» в Арсенале, а в рамках параллельной программы пройдут выставки в Центре современного искусства «Терминал А», студии «Тихая», галереях Futuro и «9Б». Завершится биеннале 20 ноября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+